Осуществление национальной морской политики в Арктике,
согласно «Морской доктрине Российской Федерации на период до 2020 г.», предусматривает решение
следующих долгосрочных задач:
- защита суверенитета, суверенных и международных прав
Российской Федерации на Арктическом региональном направлении;
- создание условий для деятельности Северного флота в
Баренцевом, Белом и других арктических морях, на трассе Северного морского
пути;
- учет оборонных интересов государства при разведке и
разработке запасов биоресурсов и минерального сырья в исключительной
экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации;
- обеспечение национальных интересов Российской
Федерации в отношении Северного морского пути, централизованное государственное
управление этой транспортной системой, ледокольное обслуживание и
предоставление равного доступа заинтересованным перевозчикам, в том числе
иностранным;
- сохранение мирового лидерства в строительстве и
безопасной эксплуатации атомного ледокольного флота;
- консолидация усилий и ресурсов федерального центра и
субъектов Российской Федерации для развития арктического судоходства, морских и
речных устьевых коридоров, осуществления северного завоза грузов и создания информационных
систем, обеспечивающих эту деятельность.
В настоящее время принимаются необходимые меры для
практической реализации этих задач. В целях интеграции Северного морского пути
в мировую транспортную систему Минтранс России проводит мероприятия по закреплению
статуса Северного морского пути как самостоятельного Евроазиатского морского
транспортного коридора под российским управлением. Такая постановка вопроса
является совершенно естественной, если принять во внимание особое его значение
для роста экономики и обороноспособности нашей страны.
Развитие арктической морской транспортной системы,
действующей на Северном морском пути, является важнейшей частью национальной
политики России в области транспорта. Северный морской путь определяется как
важнейшая часть инфраструктуры экономического комплекса Крайнего Севера,
связывающая внутренние водные пути Сибири в единую транспортную систему Севера
России.
Активная разведка и разработка нефтегазовых
месторождений на побережье и континентальном шельфе северных и дальневосточных
регионов России, освоение новых месторождений приведут к значительному
увеличению грузопотоков в Западном районе Арктики и дальневосточных морях уже в
среднесрочной перспективе.
Эффективность и безопасность работы транспортного
флота на трассах Северного пути и в замерзающих морях России зависят, прежде
всего, от ледокольного обеспечения.
Для проектирования и строительства атомного ледокола
нового поколения требуется 9-10 лет (а/л «50 лет Победы строился 18 лет). Начав
в 2007 году проектирование универсального двухосадочного атомного ледокола
нового поколения типа ЛК-60Я, взамен ледоколов типа «Арктика» и «Таймыр»,
первый ледокол приступит к работе не раньше 2016 года. В 2008-2009 гг.
осуществляется разработка технического проекта универсального атомного ледокола
с бюджетным финансированием в 2008
г. - 542,2 млн. рублей, в 2009 г. - 375,8 млн. рублей.
Стоимость строительства ледокола оценивается в 11-12 млрд. рублей.
С целью оптимизации расходов на строительство и содержание будущего
ледокольного флота атомный ледокол нового поколения должен быть универсальным,
способным работать как в открытом море, так и на реке Енисей до порта Дудинка.
До 2021 года необходимо построить не менее трех универсальных атомных
ледоколов.
Угрозы осуществлению морской деятельности России в Арктике
Проблемы навигационно-гидрографического обеспечения СМП |