Главная Обратная связь Карта портала
   14 Июля, Вторник

Искать в разделе Найти
Расширенный поиск
Общие сведения Нормативные правовые акты Морская деятельность Безопасность морской деятельности
Информация о морской среде Международное морское право Приморские регионы России Общественные организации
Спасательные и судоподъёмные работы
Комплексные проблемы обеспечения безопасности
Поиск и спасание на море
Водолазные работы

Поиск и спасание на море
Версия для печати

Совершенствование сил и средств спасания на море

Поиск и спасание людей, терпящих бедствие на море и внутренних водах Российской Федерации, осуществляется на принципе взаимодействия существующих ведомственных аварийно-спасательных служб Министерства обороны, Министерства транспорта, Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Государственного комитета по рыболовству, Федеральной пограничной службы, Министерства природных ресурсов, Российской академии наук.Аварии и катастрофы с кораблями ВМФ всегда имеют широкий общественный резонанс и болезненно воспринимаются всеми слоями населения, что отрицательно сказывается на престиже ВМФ. Многолетний опыт проведения спасательных работ на море показывает их сложность и специфичность.

Взаимодействие аварийно-спасательных служб Российской Федерации при организации поиска и спасения людей, терпящих бедствие на море и водных бассейнах России определяется «Положением о взаимодействии аварийно-спасательных служб министерств и ведомств и организаций на море и водных бассейнах России», утвержденным руководителями 11 министерств и ведомств и зарегистрированном Министерством юстиции РФ 28.07.95г. №917, рис. 1.

Схема организации государственной морской аварийной и спасательно-координационной службы РФ
Рис. 1

 

 

Схема функционирования федеральной системы спасания на море и внутренних водах представлена на рис. 2.

Перспективная структура системы госморпасслужбы России представлена на рис. 3.

Схема функционирования федеральной системы спасания на море и внутренних водах
Рис. 2

Перспективная структура системы госморпасслужбы России
Рис. 3

 

Основой системы поисково-спасательного обеспечения является судовой состав. Следует отметить, что численность сил и средств аварийно-спасательных служб за последние годы имели устойчивую тенденцию к сокращению.

Произошедшее за последние 15-20 лет списание специализированных судов привело к значительному снижению эффективности системы спасания на море в целом и по решению отдельных задач (в частности, по выполнению глубоководных водолазных работ).

На данный момент судовой состав системы спасания на море (всего около 300 единиц) распределен по ведомствам (в скобках указано процентное соотношение от общего числа), в соответствии с рис. 4.

Судовой состав системы спасания
Рис. 4

Аналогичный флот береговой охраны и поисково-спасательного обеспечения США имеет в своем распоряжении 221 судно и около 1400 катеров.

Состав спасательных судов, несущих аварийно-спасательную готовность в море (в скобках указано процентное соотношение от общего числа) приведен на рис. 5.

Состав спасательных судов, несущих аварийно-спасательную готовность в море
Рис. 5

 

В соответствии с Морской доктриной на период до 2020 года намечено:

  • совершенствовать существующую систему поиска и спасания людей на море, основанную на взаимодействии федеральных органов исполнительной власти, имеющих в ведении и в сфере деятельности силы и средства спасания;
  • обеспечить государственную поддержку развития и функционирования системы;
  • развивать международное сотрудничество по поиску и спасанию людей на море;
  • обеспечить создание и функционирование единой государственной глобальной автоматизированной системы мониторинга и контроля за местоположением российских судов и наблюдения за обстановкой в Мировом океане.

В 2001 г. ФГУП «ЦМКБ «Алмаз» приступил к проектированию современного спасательного судна подводных лодок пр. 21300 неограниченного района плавания (рис. 6, рис. 7). Тактико-техническое задание на его проектирование составлено с учетом опыта работ по подъему атомного подводного крейсера «Курск» в 2001 г.

Спасательное судно проекта 21300
Рис. 6. Спасательное судно проекта 21300

Разработка технического проекта завершена в декабре 2004 г. Строительство головного судна предполагается завершить в 2009 г.

Схема оборудования спасательного судна проекта 21300
Рис. 7. Схема оборудования спасательного судна проекта 21300

Судно является носителем спасательного подводного аппарата для спасения экипажа аварийной пл и глубоководного водолазного комплекса с рабочей глубиной до 450 метров методом насыщенных погружений. Судно оснащено необитаемыми телеуправляемым и рабочим аппаратами, средствами для поиска затонувших объектов, системой динамического позиционирования, глубоководным водолазным комплексом, вертолетной площадкой для кратковременного приема вертолета, предусматривается установка гипербарического бота.

В ноябре 2004 г. в состав Северного Флота введено новое морское водолазное судно пр. 11980, построенное на Рыбинском судостроительном заводе (рис. 8). Судно предназначено для выполнения работ методом кратковременных погружений на глубины до 60 м с декомпрессией водолазов в воде и барокамере при волнении моря до 3 баллов. Судно имеет систему обогрева водолазов, отвечает требованиям Российского Морского Регистра Судоходства.

Морское водолазное судно пр. 11980
Рис. 8. Морское водолазное судно пр. 11980

В рамках строительства водолазного судна пр. 11980 ООО «Тетис ПРО» на судно были установлены телевизионный необитаемый подводный аппарат (ТНПА) «Фалькон» (рис. 9) для выполнения осмотровых, обследовательских и поисковых подводных работ на глубинах до 300 м., комплект инструментов для подводной сварки и резки.

Необитаемый подводный аппарат (ТНПА) «Фалькон»
Рис. 9. Телеуправляемый необитаемый подводный аппарат «Фалькон»

Кроме того, ООО «Тетис-ПРО» разработан ТНПА «Обзор-150» (рис. 10). Аппарат успешно прошел испытания на базе 40 ГНИИ МО РФ и готовятся документы для его принятия на снабжение. ТНПА возможно использовать с берега.

необитаемый подводный аппарат (ТНПА) «Обзор-150»
Рис. 10. Телеуправляемый необитаемый подводный аппарат «Обзор-150»

ФГУП ЦМКБ «Алмаз» выполнена инициативная проработка по судну обеспечения подводно-технических работ проекта 11981 (рис. 11). Водоизмещение около 800 тонн. Способно выполнять аварийно-спасательные и подводно-технические работы водолазами методом кратковременных погружений на глубинах до 120-150 м. в режиме динамического позиционирования. Проработаны установка необитаемых подводных аппаратов, подъем затонувших объектов с глубин до 100 метров, участие в природоохранных мероприятиях, экологическом мониторинге и локализации загрязнений окружающей среды.

Судно обеспечения подводно-технических работ проекта 11981
Рис. 11. Судно обеспечения подводно-технических работ проекта 11981

В 2001-2004 годах осуществлена закупка и выполнена поставка на флоты импортного водолазного оборудования, техники и снаряжения РТПА «Venom», ТНПА «Tiger», нормобарических скафандров «HS-1200» (рис. 12).

Испытания РТПА «Веном», установленного на борту СС «Г.Титов»Испытания нормобарического скафандра НS-1200, установленного на борту СС «Саяны»

Рис. 12. Испытания РТПА «Веном», установленного на борту СС «Г.Титов» Северного флота

и нормобарического скафандра НS-1200, установленного на борту СС «Саяны» Тихоокеанского флота

Все приобретенное снаряжение и техника использовались на Северном, Тихоокеанском, Балтийском и Черноморском флотах. Вся опробованная в деле техника подтвердила свои характеристики, высокие возможности и надежность.

В 2004г представителями ВМФ и судостроительной промышленности было принято совместное решение о необходимости обновления судового состава и создании противопожарного катера нового проекта. ЦКБ-проектантам предложено разработать технические предложения по созданию противопожарного катера водоизмещением около 200 т на замену существующих.

Спасательные подводные аппараты (СПА), являющиеся одним из основных элементов систем спасания подводников из-под воды, вошли в состав Военно-Морских сил различных государств большей частью в 70-е - начале 80-х годов 20 века. А в конце 20-го - начале 21-го века этот класс технических средств вступил в фазу обновления по всему миру.

Соответствующая работа ведется и в России, где в состав Военно-морского флота входят спасательные аппараты проекта 1855 «Приз» и проекта 18270 «Бестер».

Главная особенность российских СПА состоит в том, что их корпусные конструкции и устройства выполнены из титанового сплава. Они не подвержены коррозии в морской воде, так что срок их службы ограничен только общим числом погружений на большую глубину. В отличие от титановых конструкций радиоэлектронное оборудование устаревает морально и физически за 10...15 лет. Поэтому обновление российских СПА пошло по пути их модернизации. Во-первых, модернизация значительно дешевле создания нового подводного аппарата. А во-вторых, по своим характеристикам, особенно по вместимости (около 20 спасаемых), существующие российские СПА в наибольшей степени соответствуют задаче эффективного спасания экипажей с больших подводных лодок, составляющих основную часть подводных сил российского ВМФ.

Наиболее существенной модернизации подвергается СПА проекта 18270 «Бестер» (рис. 13), который может использоваться как с надводного, так и с подводного носителей и будет установлен на новом спасательном судне проекта 21300, создаваемом в России. Была поставлена задача: без изменения массогабаритных характеристик аппарата, не снижая возможностей авто- и авиатранспортировки, значительно повысить его функциональную эффективность.

Модернизированный СПА проекта 18270 «Бестер»
Рис. 13. Модернизированный СПА проекта 18270 «Бестер»

В ходе поисково-обследовательских работ в период 2000 - 2003 годов (на затонувшей апл «Курск» на СФ, при поиске и подъёме вертолёта Ка-27пс на ТОФ) был выработан и практически отработан тактический прием совместного использования необитаемого и обитаемого подводных аппаратов. Это дает основание к включению в состав средств, обслуживающих обитаемый ПА, необитаемого подводного аппарата, способного существенно облегчить решение задач, стоящих перед обитаемым аппаратом и оказать ему необходимую помощь в некоторых аварийных ситуациях.

Сравнивая отечественные образцы водолазной и спасательной техники с импортными, можно сказать, что как используемые в настоящее время, так и вновь разработанные отечественные водолазные дыхательные аппараты, гидрокомбинезоны, обладая высокими качествами в плане надежности и жизнеобеспечения водолаза, отличаются большими массогабаритными характеристиками, недостаточно эргономичны, уступают импортным в дизайне. В связи с этим в настоящее время проводится работа по созданию спасательного снаряжения подводника, совмещающего положительные качества импортного типа МК-10 и отечественного типа ССП.

После гибели апл «Курск» остро обозначилась проблема взаимодействия с ВМС стран НАТО в области поиска и спасания экипажей аварийных пл, в связи с этим одним из направлений повышения эффективности системы ПСО является ее интеграция в международную систему спасания экипажей аварийных пл, в том числе лежащих на грунте.

Главным результатом проделанной работы можно считать подписание 08.02 2003 г. в Мюнхене министром обороны РФ и генеральным секретарем НАТО "Рамочного документа между Российской Федерацией  и Организацией Североатлантического Договора по спасанию экипажей аварийных подводных лодок".

В настоящее время развиваются двусторонние контакты между заинтересованными государствами в данной области, планируются двусторонние и многонациональные учения, осуществляется совместное сотрудничество, обмен опытом в рамках программы «Партнерство ради мира».

Таким образом, реализация указанных выше направлений совершенствования сил и средств спасания на море позволит повысить эффективность аварийно-спасательной службы флота и соответствовать требованиям ХХI века.

| Общие сведения | События | Ссылки | Новости | WAP | PDA |
Официальный сайт Морской Коллегии при Правительстве Российской Федерации. Создан в рамках ФЦП "«Электронная Россия» 2002-2010 гг."
return_links(); ?>