Главная Обратная связь Карта портала
   17 Марта, Четверг

Искать в разделе Найти
Расширенный поиск
Общие сведения Нормативные правовые акты Морская деятельность Безопасность морской деятельности
Информация о морской среде Международное морское право Приморские регионы России Общественные организации
Атлантическое направление
Арктическое направление
Тихоокеанское направление
Каспийское направление
Санкт-Петербург
Ленинградская область
Калининградская область
Ростовская область
Краснодарский край

Калининградская область
Версия для печати

Особенности внутреннего устройства Калининградской области, связанные с его приморским положением

Калининградская область - самый западный регион Российской Федерации. Территория области - 15,1 тыс. кв. километров, население 943,2 тыс. человек (по данным Всероссийской переписи населения 2002 года).

Область образована в 1946 году на трети территории бывшей Восточной Пруссии, переданной по решению Потсдамской конференции Советскому Союзу.

В настоящее время Калининградская область - российский полуанклав в окружении зарубежных государств-членов Евросоюза, имеющий выход к Балтийскому морю. Ее территория ограничена государственной границей России - на юге с Польшей, а на востоке и севере - с Литвой. На западе область омывается водами Балтийского моря.

В состав области входит 22 муниципальных образования, включающих в себя: город Калининград, 13 административных районов, 3 городских округа (Светлогорск, Светлый и Балтийск), а также 4 города и 1 поселок (Янтарный), расположенные на территории районов, которые тоже обладают правами муниципального образования. Города, являющиеся центрами административных районов, муниципальными образованиями не являются. В настоящее время готовится формирование ряда новых муниципальных образований.

Экономико-географическое положение Калининградской области имеет выгоды, определяемые следующими факторами:

- близость к рынкам стран Евросоюза;

- возможность вхождения в трансъевропейские транспортные коридоры (автомагистрали "ВИА Балтика" и "ВИА Ганзеатика") и другие общеевропейские коммуникации;

- наличие на территории области единственного принадлежащего Российской Федерации на Балтийском море незамерзающего портового комплекса;

- природными и историко-культурными условиями, благоприятными для развития туризма, чему способствует приморское положение региона, наличие обширных пляжей и таких уникальных природных объектов, как Куршская и Вислинская косы;

- наличием полезных ископаемых.

 

Органы управления морской деятельностью

К органам управления морской деятельностью на территории Калининградской области относятся:

- Администрация Калининградской области;

- ГУ "Администрация морского порта Калининград"

- ФГУ «Государственная администрация Калининградского морского рыбного порта»;

- Калининградский филиал «Росморпорта» и администрации морских портов и портпунктов области;

- территориальные органы федеральных органов государственной власти:

o       Пограничное управление ФСБ Российской Федерации по Калининградской области;

o       Северо-Западное таможенное управление (Калининградский регион),

o        Балтийский Флот;

o       ФГУ "Западно-Балтийское управление по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства";

o       Федеральная служба по надзору в сфере природопользования по Калининградской области;

o       Калининградская специализированная морская инспекция МПР России;

o       ФГУП «Атлантический научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии» (АтлантНИРО);

- администрации муниципальных образований - городов и районов области;

- общественные организации: "Союз рыбопромышленников Запада", Калининградский областной союз рыболовецких колхозов, "Союз рыбаков Балтики", "Ассоциация рыбодобывающих организаций Куршского залива", "Ассоциация рыбодобывающих организаций Калининградского залива".

 

Администрация Калининградской области осуществляет координацию действий территориальных органов власти и управления, предприятий и организаций, связанных с морской деятельностью через Совет по морской деятельности при главе администрации (губернаторе) области, Рыбохозяйственный совет Калининградской области, Совет промышленников и предпринимателей Калининградской области и др.

 

Общие характеристики морской деятельности

По структуре морскую деятельность Калининградской области можно условно разделить на два направления - деятельность транспортного комплекса (в первую очередь портового) и деятельность рыбохозяйственного комплекса.

В транспортном комплексе выделяется ориентированный на обслуживание внешнеэкономической деятельности морской транспорт.

 

Порт Калининград

Калининград расположен в юго-восточной части Балтийского моря. Являясь самым западным и единственным незамерзающим российским портом на Балтийском море, порт сегодня - один из наиболее удобных транзитных пунктов перевалки грузов с Востока на Запад и обратно.

Порт имеет выгодное географическое положение. Расстояние до столиц близлежащих государств: Вильнюса, Риги, Варшавы, Берлина, Копенгагена и Стокгольма составляет от 400 до 650 км, до крупнейших иностранных портов на Балтике - 400-700 км.

С морем порт соединяется Калининградским морским каналом длиной 43,0 км, шириной 50-80 м, глубиной 9-10,5 м. По нему могут проходить суда длиной до 170,0 м, осадкой - 8,0 м, грузоподъемностью до 20,0 тыс. тонн.

Порт расположен на пересечении основных интермодальных транспортных коридоров (I, IX) в Особой экономической зоне Российской Федерации (ОЭЗ).

В активе порта:

- наличие в регионе двух пунктов стыковки европейской и российской колеи железных дорог;

- кратчайшие относительно других портов Балтики морские расстояния до основных западноевропейских портов.

Железнодорожные и автомобильные трассы соединяют причалы порта напрямую со всей сетью транспортных путей России и других стран.

Находясь в окружении стран Европейского Союза, порт связан регулярными судоходными линиями с иностранными портами: Киль (Германия), Гамбург (Германия), Роттердам (Нидерланды), Феликстоун (Великобритания), Клайпеда (Литва), Эльблонг (Польша), а также с портом Санкт-Петербург (Россия).

Порт Калининград имеет около 8 км причальных линий, через которые осуществляют перевалку грузов стивидорные компании:

Открытое акционерное общество "Калининградский морской торговый порт";

Федеральное государственное унитарное предприятие "Калининградский морской рыбный порт";

Общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть";

Открытое акционерное общество "Портовый элеватор";

Закрытое акционерное общество "Терминал ГМБ";

Федеральное государственное унитарное предприятие "Калининградская портовая нефтебаза";

Закрытое акционерное общество "Балтийская нефтеперевалочная компания";

Закрытое акционерное общество "Балтийская стивидорная компания" и другие.

Общие проектные возможности портовых терминалов составляют около 20 миллионов тонн различных грузов в год.

Вследствие протекционистской политики Правительства Российской Федерации в отношении российских портов с 2002 года идет стабильный рост грузооборота в портовом комплексе области. Полученные дополнительные средства вкладываются в модернизацию предприятий для увеличения перегрузочных мощностей.

 

2000 год

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

 

4,4

млн. тонн

5,8

млн. тонн

9,9

млн. тонн

12,5

млн. тонн

13,5

млн. тонн

 

ОАО "Калининградский морской торговый порт"

Оно предоставляет полный комплекс услуг нем грузо- и судовладельцам, связанных с транспортировкой любых грузов от отправителя к получателю.

Основные из них: погрузочно-разгрузочные работы, хранение грузов, экспедирование грузов, логистика, энергоснабжение сторонних организаций, услуги телефонной связи и Internet.

Порт имеет прямой договор с ОАО "Российские железные дороги", а также соглашения с администрациями железных дорог Литвы и Белоруссии на экспедирование грузов по железной дороге.

Клиентам и инвесторам порта предоставляются налоговые и таможенные льготы, предусмотренные Законом Российской Федерации "Об особой экономической зоне Калининградской области".

Используя преимущества Особой экономической зоны, на причалах порта функционируют производства по доработке поступающих в порт грузов: изготовление премиксов и витаминно-минеральных добавок, приведение фанерных листов к европейскому стандарту, разделение кокса на фракции и др.

На территории порта для удобства клиентов и ускорения процесса таможенного оформления грузов функционирует центр оформления грузов, который включает в себя органы таможенного, пограничного, ветеринарного и фитоконтроля, таможенного брокера и отделение банка.

Все услуги в порту осуществляются на основе прямых договоров при использовании гибкой системы тарифов и индивидуального подхода к клиенту.

 

СТРУКТУРА ГРУЗООБОРОТА

Несмотря на специфические условия работы порта в закрытом регионе, отдаленном от остальной территории России странами ЕС, порт максимально сориентирован на обслуживание российских грузопотоков и грузопотоков стран СНГ.

Калининградский морской торговый порт является универсальным и перерабатывает все виды грузов, основные из них:

- черные и цветные металлы;

- зерновые грузы;

- удобрения (в таре и навалом);

- минерально-строительные материалы;

- целлюлоза и бумага;

- рефрижераторные грузы (в основном импортные продукты: рыба, мясо, фрукты и прочие);

- навалочные и насыпные грузы (кокс, чугун, металлолом, ферросплавы, уголь);

- лесные грузы (экспортный баланс и пиломатериалы, фанера);

- контейнеры (в том числе рефрижераторные);

- автотехника;

- генеральные грузы в любой упаковке и пр.

При сложившейся структуре грузооборота порт имеет возможность переваливать на своих грузовых терминалах до 6 миллионов тонн грузов в год и располагает свободной территорией для дальнейшего развития.

 

ПРИЧАЛЫ И СКЛАДЫ

Порт размещен в двух гаванях (Вольной и Индустриальной), связанных с Балтийским морем морским каналом, протяженностью 43 км.

Площадь территории порта - 66,4 га, количество причалов - 19, в том числе 2 для приема судов типа РО-РО. Длина причальной линии - 3170 метров.

Максимальные размеры принимаемых судов:

- длина - 170 метров;

- осадка -8 метров.

Складские площади.

Площадь открытых охраняемых складов (с асфальтовым, железобетонным покрытием и покрытием из железобетонных плит) - 215 тыс. кв. метров.

Площадь крытых складов (в том числе холодильников и складов-цехов), всего - 52 тыс. кв. метров. Крытые склады имеют рампы и подъездные железнодорожные пути

Холодильники.

Холодильник № 1 предназначен для хранения мороженных мясных и рыбных продуктов при t° = - 18°-24°С. Оборудован двумя морозильными камерами площадью 333 м2 и 428 м2.

Холодильник № 2 общей площадью 4465 м2 может работать в двух режимах:

- в режиме рефрижераторного склада с температурой хранения 0° + 5°С;

- в режиме холодильника с температурой хранения -18°-24°С.

Имеет 4 секции по 1055 кв. м

Единовременное хранение продуктов в одной секции - 2 тыс. тонн

 

КОНТЕЙНЕРНЫЙ ТЕРМИНАЛ

Порт располагает контейнерным терминалом с общей открытой площадью для складирования контейнеров 75 тыс. кв. метров, с двумя причалами длиной 425 пог. метров, со складом комплектации грузов площадью 8937 кв. метров с подъездными железнодорожными путями.

Терминал оснащен:

- портальными кранами грузоподъемностью от 20 до 50 тонн;

- контейнерными погрузчиками грузоподъемностью от 41 до 45 тонн;

- 200 точками для подключения рефрижераторных контейнеров.

Возможности терминала по перевалке контейнеров - 75 тыс. TEU (в год).

Три судоходные контейнерные линии соединяют Калининград с портами Киль, Гамбург, Бремерхафен (Германия), Роттердам (Нидерланды), Феликстоун (Великобритания).

Контейнерный терминал является основным инвестиционным проектом в программе развития порта и предусматривает завершение строительных работ по устройству покрытия грузовых площадей и приобретение необходимого технологического оборудования с целью наращивания объемов перевалки контейнеров.

 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Порт располагает парком современной высокопроизводительной перегрузочной техники и грузозахватных приспособлений, что позволяет безопасно, быстро и качественно обрабатывать грузы различной номенклатуры.

На вооружении порта имеются:

- портальные краны грузоподъемностью от 5 до 50 тонн, в том числе высокопроизводительный полноповоротный кран "Феникс" с шарнирно-сочлененной стреловой системой, обеспечивающей горизонтальное перемещение груза при изменении вылета стрелы;

- вилочные автопогрузчики, имеющие возможность работать с различными захватами в зависимости от вида груза, грузоподъемностью от 1,5 до 42 тонн;

- контейнерные погрузчики производства концернов KALMAR и FANTUZZI грузоподъемностью от 41 до 45 тонн;

- портовые тягачи и ковшовые погрузчики с ковшами для тяжелых и легких материалов (V ковша от 0,6 м3 до 4 м3);

- гидравлические самоходные краны с грейферами (для леса, сыпучих грузов, металлолома), с электромагнитом и гаком;

- электропогрузчики грузоподъемностью до 2 тонн.

 Порт имеет собственный автопарк и вспомогательный флот с мощными буксирами и баржами.

 

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ

Прирельсовый склад для топочного мазута и нефти.

Оснащение: 3 емкости по 3000 м3 для хранения мазута (200 тысяч тонн в год), 4 емкости по 3000 кубометров для хранения сырой нефти (300 тысяч тон в год), нефтепровод длиной 500 метров. Предусмотрены очистные сооружения для очистки ливневых вод от примесей нефтепродуктов.

Холодильный склад.

Общая площадь - 3780 кв. м, 3 секции, вместимостью по 1260 кубометров с объемом единовременного хранения - 3000 тонн в каждой секции. Температура: - 18-22 градуса.

Склад для крытого хранения металла.

Для складирования рулонов металла в 2-3 яруса, механическое вентилирование склада. Площадь - 5040 кв. м

Элеватор силосного типа.

Для хранения зерновых и соевых продуктов, площадью 3240 кв. м.

Новый причал.

Длина 165 метров с открылком в 64 метра. Оснащение подкрановыми и железнодорожными путями, перегрузочным оборудованием на сумму около 4 млн. долларов США, крытым складом площадью 3000 кв. м, и открытыми складскими площадками площадью 4370 кв. м.

 

Открытое акционерное общество "Портовый элеватор".

Элеватор осуществляет перевалку, хранение, очистку зерновых и масличных культур. В состав входят 2 отдельных корпуса общей емкостью единовременного хранения 46 тыс. тонн. Оснащен транспортным оборудованием производительностью 175 т/час, электронными весами. Суточная производительность по погрузке судов до 3000 тонн. Фактическая мощность - 0,8 млн. тонн в год. Длина причального фронта - 439 м. Элеватор способен перевалить до 100 тыс. тонн зерна в месяц.

В 2003-2004 годах в реконструкцию производственных мощностей вложено более 1,5 млн. долл. США (реконструкция причалов, приобретение двух портальных кранов, удлинение железнодорожного пути, капитальный ремонт технологического оборудования).

Закрытое акционерное общество "Терминал ГМБ".

Терминал может переваливать все виды минеральных удобрений насыпью, имеет оборудование для фасовки удобрений. Располагает крытым складом емкостью до 15000 тонн. Производительность погрузки судна - 3000 т/сутки, на рейдовом причале - 2000 тонн. Проектная мощность терминала - 0,8 млн. тонн в год. Возможна погрузка на суда грузоподъемностью до 25000 тонн, в том числе 20000 тонн на причале РО-РО-1, догрузка на рейдовом причале ПК № 40.

Длина причала РО-РО-1 - 172,8 м, ПК № 40 - 205 м.

 

ФГУП "Калининградская портовая нефтебаза".

Специализация терминала - перегрузка и хранение нефти и нефтепродуктов.

Имеется емкостной парк на 35 тыс. тонн единовременного хранения. Скорость погрузки - 8000 т/сутки. Длина причалов - 333 м, годовая мощность - 2,5 млн. тонн в год.

 

ООО "Лукойл - Калининградморнефть".

Специализируется на перегрузке нефти и нефтепродуктов. Проектная мощность терминала составляет 5 млн. тонн в год. Длина причальной линии - 429,5 м.

До конца 2005 года с учетом расширения и углубления Калининградского морского канала предусматривается довести возможности терминала до 6 млн. тонн в год.

Грузопассажирский паромный терминал в городе Балтийске.

В соответствии с Поручением Президента и Правительства Российской Федерации об обеспечении транспортной независимости Калининградской области с 2002 года работают 2 грузопассажирские автопаромные линии: "ТрансРоссияЭкспресс" (компания "Финнлайнс Дойчланд"): Санкт-Петербург - Балтийск - порты Финляндии (Хельсинки, Турку, Хамина) - порты Германии (Засниц, Любек, Росток); т/х "Георг Отс" (Министерство транспорта России): Санкт-Петербург - Балтийск. Всего 4-5 заходов паромов в неделю в Балтийск.

Пусковой комплекс первой очереди терминала введен в эксплуатацию 27 декабря 2002 года. По данному объекту выполнены дноуглубительные работы, установлено навигационное оборудование и приобретено оборудование для пункта пропуска.

В конце июня 2003 года закончены строительные работы 2-го пускового комплекса первой очереди строительства грузопассажирского автопаромного терминала в г. Балтийске.

В октябре 2003 года открыта регулярная пассажирская линия "Балтийск - Фромборк (Польша)".

 

Особенности рыбохозяйственного комплекса
Калининградской области

Рыбохозяйственный комплекс Калининградской области является самым молодым в России. Его становление началось в 1949 году с создания Управления экспедиционного лова, которое на судах типа СРТ вело промысел сельди в Северном и Норвежском морях. С этого периода рыбная отрасль области динамично развивалась и к 1970 году представляла уникальный рыбохозяйственный комплекс, включающий в себя рыбодобывающие и рыбоперерабатывающие предприятия, современную обслуживающую инфраструктуру (судоремонтные предприятия, предприятия по производству промысловой и рыбоперерабатывающей техники, тары, орудий лова, портовое хозяйство), отраслевую науку и систему подготовки и переподготовки кадров рыбной промышленности. С учетом географического положения Калининградской области и наличием незамерзающего порта рыбодобывающие предприятия были ориентированы на добычу рыбы в зонах иностранных государств, открытых частях Мирового океана, где добывалось более 90% от общего улова рыбы. В 1990 году рыбохозяйственный комплекс области производил более 800 тысяч тонн пищевой продукции. Промысловый и транспортный флот насчитывал более 300 единиц. Рыбная промышленность давала около 40% всего промышленного производства области.

В результате общеэкономического кризиса 90-х годов, распада СССР область была отделена от России территориями Литовской Республики и Республики Беларусь, что привело к росту транспортных затрат по доставке продукции в Россию (оплата за транзит по мировым тарифам), к разрыву сложившихся хозяйственных связей; прекращение государственной поддержки отрасли крайне негативно сказалось на работе добывающих и перерабатывающих предприятий - объемы производства сократились практически в 3 раза. С прекращением государственной поддержки промысловые суда были выведены из ранее традиционных удаленных районов промысла ЦВА, ЮВА, АчА, ЮЗА, ЮВчТО, Индийского океана, так как работа судов в этих районах стала убыточной. Флот переводился в близлежащие районы СВА, где производственные мощности промыслового флота были обеспечены квотами на вылов биоресурсов менее чем на 15%. Практически все рыбодобывающие компании в этот период работали с большими убытками, и чтобы "выжить" судовладельцы вынуждены были продавать промысловые суда, эксплуатация которых стала убыточной. Количество флота за 6 лет (1994-2000 годы) сократилось с 300 до 86 единиц.

Однако производственно-технический потенциал и инфраструктура отрасли сохранены. Рыбохозяйственный комплекс по-прежнему остается одним из ведущих в промышленности региона и определен Федеральной целевой программой социально-экономического развития Калининградской области на период до 2010 года как один из четырех приоритетных отраслей промышленности в развитии экономики региона.

 

Управление рыбохозяйственной деятельностью

В управлении рыбохозяйственной деятельностью на территории Калининградской области принимают участие:

- Администрация Калининградской области (Комитет по рыболовству Администрации области);

- Федеральное государственное учреждение "Западно-Балтийское управление по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства";

- Федеральная служба по надзору в сфере природопользования по Калининградской области;

- Государственная морская инспекция Краснознаменного пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Калининградской области;

- Калининградская специализированная морская инспекция Министерства природных ресурсов Российской Федерации;

- Федеральное государственное унитарное предприятие "АтлантНИРО";

- общественные организации (Союз рыбопромышленников Запада, Калининградский областной союз рыболовецких колхозов, Калининградская региональная общественная организация "Союз Рыбаков Балтики", ассоциация рыбодобывающих организаций Куршского залива, ассоциация "Рыбодобывающих организаций Калининградского залива").

Представители всех вышеперечисленных организаций входят в состав Рыбохозяйственного совета Калининградской области.

 

Общие характеристики рыбохозяйственной деятельности

 

Структура деятельности, состав участников

Сегодня в состав рыбохозяйственного комплекса области входят:

10 рыбодобывающих компаний, ведущих океанический промысел и имеющих 35 единиц крупнотоннажного и 37 единиц среднетоннажного флота;

56 рыбопользователей в Балтийском море, 38 рыбопользователей в Куршском заливе, 38 рыбопользователей в Калининградском заливе - имеющих 6 единиц среднетоннажного флота, 54 единицы малотоннажного и 165 единиц маломерного флота;

7 крупных предприятий по производству рыбных консервов (ежегодное производство на которых составляет от 8 до 50 млн. условных банок);

более 20 малых предприятий, ведущих переработку рыбы;

2 судоремонтных предприятия;

отраслевая наука (АтлантНИРО, МариНПО);

2 высших (БГАРФ, КГТУ) и 1 среднее специальное учебное заведение (Калининградский морской рыбопромышленный колледж).

 

Ресурсная база

В настоящее время основу сырьевой базы рыбодобывающих компаний Калининградской области, ведущих океанический промысел, составляют биоресурсы Северо-Восточной и Центрально-Восточной Атлантики, в небольшой степени других районов Атлантического океана.

В Баренцевом море основу сырьевой базы составляют донные виды рыб - треска, пикша. К сожалению, доступ калининградских предприятий к этим наиболее ценным в пищевом и стоимостном отношении ресурсам ограничен. Квота на вылов этих рыб, выделяемая калининградским рыбакам, постоянно снижается. В 1998 году калининградская квота на вылов трески составляла 3,5% от общероссийской квоты, в 1999 году - 2,5%, в 2002-2004 годах - 1,5% (с учетом аукционной квоты - 2,2%). Если эта тенденция продолжится, калининградцы вообще лишатся возможности работать в Баренцевом море, между тем, как граждане Российской Федерации, они имеют такое же право пользоваться федеральными биоресурсами, как и жители других регионов. Положение усугубляется тем, что промысел в Балтийском море сезонный, летом он затруднен по природным условиям. В Баренцевом море летом наоборот наблюдается самая высокая производительность лова. Кроме того, стоимость сырья в Балтийском море невысокая, это снижает экономические показатели предприятий, не дает возможности накапливать средства для развития и обновления устаревшего флота. Поэтому для среднетоннажных траулеров Калининградской области комплексное использование ресурсов Балтийского и Баренцевого морей очень важно.

Промысловая деятельность крупнотоннажного флота предприятий европейской части России базируется на запасах массовых пелагических рыб Северо-Восточной Атлантики - мойва, сельдь, скумбрия, путассу, морской окунь. Российский промысел ведется в зонах иностранных государств на основе межправительственных соглашений (Фарерские острова, Норвегия, Гренландия) и в открытых водах, где регулирование промысла осуществляется в рамках международной организации НЕАФК. Пока не ограничивается вылов путассу в открытой части Норвежского моря и возвышенности Роколл, но существует большая вероятность того, что в ближайшее время и этот промысел будет регулироваться.

Следует отметить, что при определении общих допустимых уловов и квот НЕАФК руководствуется принципом предосторожного подхода, поэтому даже если результаты исследований будут свидетельствовать об увеличении запасов того или иного вида, вряд ли можно рассчитывать на существенный рост квот.

Суммарный ресурс пелагических рыб - около 250 тыс. тонн.

В настоящее время в списках судов предприятий Калининградской области числятся 3 РТМКС, 15 БАТМ, 12 РТМС, 7 БМРТ. При работе в нормальном производственном режиме годовой вылов судна типа РТМС или БМРТИБ может составлять в среднем около 8000 тыс. тонн, БАТМ или РТМКС - около 14000 тыс. тонн. Тогда общий вылов РТМС и БМРТИБ за год - 128 тыс. тонн, БАТМ и РТМКС - 252 тыс. тонн, общий возможный вылов крупнотоннажного флота - 380 тыс. тонн. Таким образом, производственные мощности существенно превышают ресурсное обеспечение, дефицит ресурсов, как минимум, 130 тыс. тонн. В действительности он еще больше, так как в промысле пелагических рыб, кроме крупнотоннажного флота, участвуют также несколько судов типа ТСМ.

Восполнение недостающей сырьевой базы происходит в основном за счет Центрально-Восточной Атлантики. В связи с тем, что в 2003 году зона Марокко была закрыта для иностранного флота, основным и практически единственным районом в ЦВА сейчас является зона Мавритании. Межправительственного соглашения между Россией и Мавританией нет, промысел ведется на основе договоренности с местными предприятиями. В 2002 году калининградские предприятия увеличили численность флота в зоне Мавритании. В 2002 году здесь работали до 14 калининградских судов, которые добыли более 80 тыс. тонн (за весь 2001 год - 35 тыс. тонн). Из-за повышения цен на дизельное топливо в 2003 году и снижения экономической эффективности работы, количество флота было сокращено до 5 единиц, вследствие чего объем вылова сократился до 31 тыс. тонн. Однако район Мавритании перенасыщен флотом, общее число судов других стран (в основном бывшего СССР) достигает 60 единиц. Здесь оперируют также мощные супертраулеры Европейского Союза нового поколения. Дальнейшее наращивание флота в районе может привести к затруднению промысловых операций, снижению производительности лова.

Дополнительная сырьевая база, которая может быть использована калининградскими судами, существует в других районах (зоны Намибии, Перу, Аргентины, открытые воды Юго-Востока Тихого океана). Организация промысла в этих районах связана с рядом трудностей организационного и международно-правового характера. Сейчас предпринимаются определенные усилия для возвращения в дальние районы промысла (экспедиция в ЮВТО).

Расчеты показывают, что экономическая эффективность промысла в отдаленных районах ниже, чем в СВА. В то же время работа в таких районах важна с точки зрения закрепления за Россией части мировых биологических ресурсов и соответствует Морской доктрине Российской Федерации на период до 2020 года и Концепции развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года.

Проектом программы развития рыбохозяйственного комплекса Калининградской области до 2010 года предусматривается доведение общего вылова до 510 тыс. тонн. С учетом того, что в Балтийском море и СВА добыча будет ограничена квотами, резкое увеличение которых маловероятно, основной прирост вылова должен приходиться на дальние районы. При этом распределение вылова может быть следующим.

Малотоннажный флот в Балтийском море - 30 тыс. тонн.

Среднетоннажный флот в Балтийском, Баренцевом морях, СВА и СЗА - 30 тыс. тонн.

Крупнотоннажный флот в СВА - 250 тыс. тонн.

Крупнотоннажный флот в дальних районах - 200 тыс. тонн.

 

Виды производимой продукции, услуг

Рыба мороженая, рыба охлажденная, филе рыбное, рыба вяленая, рыба на корм пушным зверям, мука рыбная, консервы рыбные, пресервы рыбные и из морепродуктов, крабовые палочки, кулинария рыбная.

 

Характеристики основных производственных фондов

 

Основные производственные фонды рыбодобывающих компаний,

ведущих океанический промысел, и их состояние

 

№ п/п

Тип судна

Количество ед.

Возраст судна

Тип топлива главной энергетической установки

Подлежат списанию в ближайшие 5 лет

 

Примечание

 

БАТМ (большой автономный траулер морозильщик)

15

15-22

Флотский мазут

-

Прошли модернизацию, суточные морозильные мощности доведены до 100-120 тонн

 

РТМК-С (рыболовный траулер морозильщик, консервщик. "С" - Супер)

3

15-18

Флотский мазут

-

Прошли модернизацию, суточные морозильные мощности доведены до 100-120 тонн

 

РТМ-С (рыболовный траулер морозильщик. "С" - Супер)

12

22-25

Дизельное топливо

12

Высокоэнергоемкие, экономическая эффективность низкая.

Модернизация нецелесообразна.

 

БМРТ (большой морозильный рыболовный траулер)

7

10-30

Дизельное топливо

5

Высокоэнергоемкие, экономическая эффективность низкая.

Модернизация нецелесообразна.

 

СРТМ (средний морозильный рыболовный траулер)

25

25-30

Дизельноетопливо

20

Высокоэнергоемкие, экономическая эффективность низкая.

Модернизация нецелесообразна.

 

ТСМ (траулер-сейнер морозильщик)

6

15-18

Дизельное топливо

2

Высокоэнергоемкие, экономическая эффективность низкая.

Конструктивные особенности (малые размеры цеха по переработки рыбы) не позволяют увеличить морозильные мощности.

Модернизация нецелесообразна.

 

СТ (сейнер тунцелов)

7

17-20

Дизельное топливо

-

5 лет промысел не ведут. Проходят модернизацию за счет собственных финансовых средств ООО "Морская звезда". В Российской Федерации судов данного типа больше нет.

 

Основные производственные фонды рыбодобывающих компаний, работающих в Балтийском море, и их состояние

 

№ п./п.

Тип судна

Количество ед.

Возраст судна

Тип топлива главной энергетической установки

Подлежат списанию ближайшие 5 лет

Примечание

 

СРТМ (средний морозильный рыболовный траулер)

9

25-30

Дизельное топливо

7

Высокоэнергоемкие, экономическая эффективность низкая.

Модернизация нецелесообразна.

 

МРТК (малый рыболовный траулер кормовик)

29

18-25

Дизельное топливо

18

Высокоэнергоемкие, экономическая эффективность низкая.

Модернизация нецелесообразна.

 

Прочие малые суда

60

18-25

Дизельное топливо

30

Высокоэнергоемкие, экономическая эффективность низкая.

Модернизация нецелесообразна.

 

Износ основных производственных фондов рыбоперерабатывающих предприятий составляет от 60 до 70%. Работа ряда наиболее крупных рыбоперерабатывающих предприятий по толлингу (совместная деятельность с торгующими организациями) ведет к перераспределению прибыли в сторону торговли, и, как следствие, снижает их возможности по проведению мероприятий по обновлению основных производственных фондов и модернизации существующих.

 

Капитальные вложения,
крупные инвестиционные проекты

В период 2000-2004 годы в рыбохозяйственном комплексе Калининградской области реализовано 10 крупных инвестиционных проектов. Сумма инвестиций составила 1528 млн. рублей.

Как видно из перечня инвестиционных проектов (см. приложение), основные инвестиции идут в береговые рыбоперерабатывающие предприятия, это связано, в первую очередь, с тем, что механизм действия на территории области Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" позволяет на льготных условиях использовать в производстве импортное сырье.

За последние 12 лет рыбодобывающие предприятия области не приобрели ни одного нового рыбопромыслового судна. В настоящее время на территории области не реализуется ни одного инвестиционного проекта по строительству промыслового флота, хотя такие инвестиционные проекты имеют практически все крупные рыбодобывающие компании. Причиной такого положения является то, что имеющиеся производственные мощности флота (физический износ более 70%, средний возраст судов около 20 лет) обеспечены сырьевыми ресурсами России только на 50%, отсутствует механизм государственной поддержки работы промыслового флота в удаленных районах промысла.

 

Производственная деятельность

Применительно к Калининградской области эта деятельность заключается, прежде всего, в перевалке различных грузов (портовой деятельности), промышленном (и любительском) рыболовстве, добыче полезных ископаемых (углеводородного сырья) и научных исследованиях.

Портовая деятельность исторически сосредоточена в устье реки Прегель и вдоль северного берега Вислинского залива - акватории порта Калининград, а также в районе м. Гвардейский - портопункт Пионерский. Суммарный грузооборот порта Калининград в 2004 году составил около 14 млн. тонн, количество судозаходов - 4232 судна.

Промышленное рыболовство осуществляется преимущественно малыми и средними рыболовными судами типа МРТК, МРТР, МСБ, МТБ, СРТ. За 2004 год ими было совершено 4269 выходов в море. Также развивается прибрежное рыболовство. Конвенционный лов рыбы в районах под юрисдикцией других государств не ведется.

Реализация программы по разведке и добыче углеводородного сырья была начата в 1980-х годах. В настоящий момент на шельфе Балтийского моря, прилежащем к Калининградской области разведано несколько месторождений, на наиболее крупном из которых - "Кравцовском" (Д-6) начата добыча нефти с морской ледостойкой стационарной платформы ООО "Лукойл-Калининградморнефть". К настоящему времени введено в строй 5 скважин из 20. Ожидаемый объем добычи нефти на шельфе после выхода на проектную мощность составит около 700 тыс. т/год.

Морские научные исследования осуществляются подразделениями РАН - Институтом океанологии им. Ширшова, Геофизическим институтом, а также отраслевым институтом рыбного хозяйства и океанографии - АтлантНИРО Федерального агентства по рыболовству. Цели исследований носят как прикладной (для потребностей нефтяной и рыбной промышленности), так и исследовательский характер, в том числе в целях мониторинга состояния окружающей среды.

 

Трудовые ресурсы

По данным Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области, среднегодовая численность промышленного персонала по категориям и отраслям промышленности (крупные и средние предприятия) в 2002 году составляла 56674 человека, в том числе в рыбной отрасли - 7000 человек (12,3%), в 2003 году - 55472 и 7204 человека (13%). За январь-сентябрь 2004 года среднесписочная численность работников рыбной промышленности составила 4133 человека. Резкое уменьшение численности работающих в отрасли объясняется тем, что рыбодобывающие компании перешли к формированию экипажей судов через круинговые компании.

Среднемесячная заработная плата по Калининградской области в 2002 году составляла 3703 рубля, по промышленности - 3979,8 рублей, по рыбной отрасли - 3911,6 рублей; в 2003 году - 4743,3 рублей, по промышленности - 5176,6 рублей, по рыбной отрасли - 5081,1 рублей. За январь-сентябрь 2004 года среднемесячная заработная плата работников рыбной промышленности (крупные и средние предприятия) составляла 7376,9 рублей (145,1% к уровню 2003 года, 188,6% к уровню 2002 года).

Подготовку кадров морских специальностей осуществляют 2 высших (БГАРФ, КГТУ), 1 среднее специальное учебное заведение (Калининградский морской рыбопромышленный колледж), 2 профессионально-технических училища.

Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота:

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота": Учредитель - Федеральное агентство по рыболовству.

В своей деятельности Академия реализует:

- образовательные программы среднего, высшего и послевузовского профессионального образования по ряду направлений подготовки (специальностей);

- образовательные программы дополнительного профессионального образования;

- образовательные программы подготовки к поступлению в ВУЗ;

- выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования в интересах рыбного хозяйства России и других отраслей народного хозяйства.

За годы своей деятельности академия подготовила более 8,8 тысяч морских инженеров для России и 28 зарубежных государств.

На базе академии действует Калининградский филиал Академии транспорта России, Калининградский региональный центр Ассоциации инженерного образования, Калининградский аттестационно-тренажерный центр переподготовки морских специалистов, факультет повышения квалификации, аспирантура по 9 специальностям.

Академия располагает современной учебно-лабораторной базой, тренажерной и компьютерной техникой. Академии принадлежит парусник "Крузенштерн".

При подготовке специалистов особое внимание уделяется изучению английского языка, менеджмента, маркетинга, международного права.

Академия успешно прошла аккредитацию лондонским институтом морских инженеров, что дает выпускникам право работать на судах иностранных государств без дополнительной подготовки и аттестации.

Академия реализует образовательные программы подготовки бакалавров и дипломированных специалистов.

Нормативные сроки освоения образовательных программ по очной форме обучения определяются государственными образовательными стандартами. Сроки обучения по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения при реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования увеличиваются до 1 года по сравнению со сроками обучения по очной форме. Срок обучения для получения квалификации "бакалавр" по очной форме обучения - 4 года.

В состав Академии в качестве структурных подразделений входят: институт повышения квалификации; институт профессиональной педагогики; факультеты по направлениям подготовки специалистов и кафедры по отраслям знаний; административно-управленческие и научно-исследовательские подразделения; учебно-диагностический центр автотранспорта (УДЦА); учебно-сервисный центр автотранспорта (УСЦА); центр контроля технического состояния транспортных средств (ЦКТС); учебное парусное судно "Крузенштерн"; подразделения социальной инфраструктуры.

В состав института повышения квалификации входят: кафедра безопасности мореплавания, включающая в себя береговой учебно-тренажерный центр (БУТЦ) "Балтийский морской тренажерный центр"; курсы дополнительной подготовки морских специалистов (КДП); центр автомобильного транспорта; центр инженерной педагогики.

Факультеты: судоводительский, судомеханический, радиотехнический, экономический, заочный, а также факультет довузовской подготовки, факультет военного обучения

На заочном факультете функционирует центр дистанционного образования, реализующий технологии дистанционного.

Кафедры: теории эксплуатации судна и промрыболовства, судовых радиотехнических систем, теоретических основ радиотехники, судовых энергетических установок, экономической теории, технологии материалов и судоремонта, холодильной техники, электрооборудования и автоматики судов; автоматизированных систем обработки информации и управления, высшей математики, физики, инженерной механики, экономики и управления производством, менеджмента, маркетинга и логистики, коммерции и предпринимательства, боевых средств флота, финансового обеспечения войск и общей военно-морской подготовки, английского языка, философии, истории и социологических наук; физического воспитания и спорта, организации перевозок, судовождения, защита в чрезвычайных ситуациях, иностранного языка, военной специальной подготовки.

 

Данные по контингенту учащихся

Контингент студентов, тыс. чел.

1995 год

2000 год

2005 год

Общая численность

1,72

2,66

4,17

Набор

0,44

0,68

0,85

Выпуск

0,22

0,21

0,46

Количество трудоустроенных (%)

98,2

99,8

100

Количество ушедших в армию после

выпуска (%)

-

1

2

 

Кадровый состав преподавателей

 

Количество, чел.

1995

2000

2005

Профессорско-преподавательский состав,

В том числе:

185

 

179

 

248

 

Академики

1

 

2

 

2

 

Профессоры

12

 

14

 

18

 

Доценты

 

 

95

 

119

 

Старшие преподаватели

43

 

42

 

85

 

Ассистенты

33

 

28

 

26

 

 

Калининградский морской рыбопромышленный колледж.

Общая площадь помещений колледжа составляет 36498 м2, в том числе учебно-лабораторная - 14156 м2 и учебно-вспомогательная - 9982 м2.

Колледж располагает общежитием площадью 5556 м2 на 400 мест, столовой площадью 5900 м2 на 900 посадочных мест, а также спортивно-оздоровительным комплексом площадью 894 м2, состоящим из 3-х спортивных залов и медицинского пункта.

В колледже функционирует международный сертифицирующий центр иностранного языка, учебно-тренажерный центр и учебно-тренажерное судно. Количество единиц вычислительной техники - 423, в том числе 373 компьютера, из которых в учебном процессе используются 326, 305 из которых имеют процессоры Pentium-II и выше.

Имеются 12 компьютерных классов, 2 локальных сети, 10 терминалов, с которых есть доступ к сети Internet. Общая стоимость основных средств составляет более 109136000 рублей, в том числе вычислительной техники - 15763944 рублей.

Стоимость оборудования, используемого в учебном процессе более 43 млн. рублей.

 

Отделения и специальности в колледже: судоводительское, судомеханическое, электромеханическое, технологическое, экономико-управленческое.

В 2004 году впервые осуществлен набор на специальность 0601 "Экономика, бухгалтерский учет и контроль" абитуриентов на базе 9 классов (дневная форма обучения).

В процессе обучения при прохождении производственной практики большая часть выпускников этих специальностей набирает необходимый плавательный ценз для получения диплома на первое морское звание. В сертифицированном тренажерном центре колледжа, оборудованном современной компьютерной техникой, выпускники этих специальностей получают все необходимые для устройства на работу в море сертификаты. Большая их часть занимают должности вахтенных помощников капитанов, вахтенных механиков, электромехаников 3 разряда и радиоэлектроников.

Выпускники остальных четырех морских специальностей, не подлежащих дипломированию на морские звания, работают на рыбопромысловых судах в должностях мастеров добычи рыбы, мастеров обработки, рефмехаников и механиков-наладчиков технологического оборудования.

С целью предоставления русскоязычному населению из стран Балтии возможности получения морского профессионального образования в 2004 году получена лицензия на право обучения по заочной форме лиц на базе 9 классов.

На морские специальности в течение последних лет конкурс на достаточно высоком уровне - 2 человека на бюджетное место.

 

Портовые города, приморские поселки и населенные пункты

 

п/п

Наименование портовых городов, приморских поселков и населенных пунктов, непосредственно связанных с рыбохозяйственной деятельностью

Оценка

социально-экономической ситуации

Наличие в городах крупных учреждений и предприятий, связанных с обеспечением рыбохозяйственной деятельности

1

г. Калининград

стабильный

ФГУ "Западно-Балтийское управление по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства", ФГУП "АтлантНИРО", ФГУП "Калининградский морской рыбный порт", ОАО "Атлантрыбфлот", ЗАО "Вестрыбфлот", ООО "Морская звезда", ЗАО "РПК "Рыбфлот-ФОР", ООО "Барс", ЗАО "Калининградский РКК", БГАРФ, КГТУ, Морской рыбопромышленный колледж.

2

г. Пионерский

депрессивный

ООО "Запморфлот", ООО "Южный рыбопромысловый флот", ООО "Балтрыбпром", ООО "Фишеринг-Сервис", ООО "Русский порт"

3

г. Светлый

стабильный

ОАО "Балтийский комбинат", ООО "Креон", р/к "За Родину"

4

г. Советск

развивающийся

ООО "Вичюнай-Русь".

5

г. Полесск

развивающийся

ОАО "Полесский рыбз вод"

6

г. Мамоново

депрессивный

ОАО "Мамоновский РКК"

7

пос. Рыбачий

депрессивный

Р/К "Труженик моря"

8

пос.Заливино

депрессивный

Р/К "Доброволец"

9

пос. Головкино

депрессивный

Р/К "Им. Матросова"

10

пос. Мысовка

депрессивный

Р/к "Рыбак Балтики"

 

Флот

 

С П И С О К

собственников (судовладельцев) и судов,

зарегистрированных в Государственном судовом реестре

Российской Федерации

 

№ п/п

 Наименование судовладельца

Кол-во судов

1

ОАО «Западное пароходство»;

13

2

ООО «ЛУКойл-Калининградморнефть»,

25

3

ЗАО «Трансонега-Шиппинг»

3

4

АООТ «Калининградгеофизика»

1

5

ФГУП «Росморпорт» Калининградский филиал:

7

6

Калининградский филиал Дочернего Государственного Унитарного предприятия (ДГУП) «Балтийское БАСУ».

7

7

ОАО «Гидрострой»

2

8

Институт океанологии им. П.П.Ширшова Российской Академии наук

5

9

Геологический институт РАН

2

10

Институт геохимии и аналитической химии им. В.И.Вернадского РАН.

1

11

ОАО «Калининградский морской торговый порт»

12

12

Калининградская специализированная морская инспекция Министерства природных ресурсов (МПР) Российской Федерации.

1

13

ГУ «Аварийно-спасательная служба по проведению подводных работ специального назначения» (ГОСАКВАСПАС)

2

14

ООО «Темрюкмортранс»16. ООО «ГАЗФЛОТ»

3

15

ЗАО «Газ-Ойл»

1

16

ООО «ПроМаркет»

1

17

ОАО « Прибалтийский судостроительный завод Янтарь»

8

18

Кооператив «Вита»

1

19

ИЧП «Иверия»

1

20

ЗАО Морская транспортная компания «Витязь»

1

21

ООО «Газтехлизинг»

1

22

ООО «Полекс-Сервис»

2

23

ООО «Балт-Шток»

2

24

АОЗТ «Компания Алмаз-Юг»

1

25

Собственник - ООО «Газкомплектимпэкс»

1

26

ООО «Бункерная компания «Флагман»

3

27

ООО «Калининградская морская судоходная компания» (ООО «КМСК»)

1

28

Автохозяйство УВД

1

29

ЦБК-2

2

30

Балтморпуть

2

 

ВСЕГО:

113

 

Защита и сохранение морской среды

Защита и сохранение морской среды в Калининградской области основывается на принципах, заложенных в Конвенции по защите морской среды района Балтийского моря (Хельсинской Конвенции - ХЕЛКОМ), 1974/1992 г. Положения ХЕЛКОМ, отраженные в тексте Конвенции (включая Приложения) носят обязательный характер для стран-участниц, в то время как ежегодные решения по ходу выполнению Конвенции, носящие характер Рекомендаций ХЕЛКОМ, должны быть соответствующим образом интегрированы в национальное законодательство.

В Российской Федерации выполнение требований ХЕЛКОМ координирует Министерство природных ресурсов (МПР) совместно с другими заинтересованными ведомствами в части, касающейся их компетенции (как, например, Минтранс Российской Федерации отвечает за выполнение положений ХЕЛКОМ, связанных с предотвращением загрязнения моря с судов).

На региональном уровне координацией деятельности по выполнению ХЕЛКОМ занимаются территориальные органы МПР и Морская администрация порта Калининград (по поручению Минтранса Российской Федерации). В частности, в порту Калининград организован бесплатный прием любых судовых отходов (нефтесодержащих вод, сточных вод, мусора) и их экологически безопасная утилизация, применяются меры экономического стимулирования вывода из эксплуатации однокорпусных танкеров (скидка с портовых сборов), реализуется проект по модернизации системы управления движением судов, позволяющий снизить риски столкновения или посадки на мель судов с экологически опасными грузами.

Существенная антропогенная нагрузка на морскую среду Балтийского моря сохраняется из-за отсутствия в г. Калининграде полноценных очистных сооружений муниципальных стоков, которые в настоящий момент находятся на стадии проектирования, с дальнейшим строительством и вводом в 2006-2007 годах. Для этих целей был привлечен кредит Европейского банка реконструкции и развития и гранты правительств Дании и Швеции. Как за счет грантов и проектов технической помощи, так и за счет средств федерального бюджета укрепляется материально-техническая база специального аварийно-спасательного формирования Минтранса Российской Федерации по борьбе с разливами нефти.

Меры по защите и сохранению водных биоресурсов на территории области осуществляют:

Федеральное государственное учреждение "Западно-Балтийское управление по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства";

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования по Калининградской области;

Государственная морская инспекция Краснознаменного пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Калининградской области;

Калининградская специализированная морская инспекция Министерства природных ресурсов Российской Федерации.

Мероприятий по воспроизводству водных биоресурсов, за исключением мелиоративных работ, не ведется.

Администрацией области разработана областная целевая программа развития аквакультуры и прибрежного рыболовства в Калининградской области на период 2005-2010 годов.

 

Международное сотрудничество, кооперация

Международное сотрудничество Калининградской области по вопросам рационального использования Балтийского моря строиться на базе международных и межправительственных соглашений. В частности, кроме вышеупомянутой Конвенции ХЕЛКОМ, большое значение имеют двухстороннее сотрудничество с Польшей и Литвой, в том числе: в области морского и авиационного поиска и спасания, ликвидации аварийных ситуаций и т.д. Морская администрация порта Калининград также активно сотрудничает со Шведской морской администрацией в вопросах предотвращения загрязнения моря, морского поиска и спасания, портового контроля.

По инициативе комитета по рыболовству администрации области в декабре 2004 года в Калининграде проведены:

- вторая сессия Российско-Марокканской Смешанной комиссии по рыболовству;

- двадцать восьмая сессия Смешанной Российско-Фарерской комиссии по рыболовству;

- тринадцатые Российско-Гренландские консультации по рыболовству;

- очередные Российско-Латвийские консультации по выполнению Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики о сотрудничестве в области рыболовства.

Проведение сессий и консультаций в Калининграде позволило отстоять интересы калининградских рыбаков по обеспечению квотами по данным районам промысла в 2005 году.

В сентябре 2004 года в Польше была проведена очередная сессия Международной комиссии по рыболовству в Балтийском море (ИБСФК), председателем комиссии является председатель комитета по рыболовству администрации области Осадчий В.М.

На сессии увеличены квоты России на вылов кильки. Удалось отстоять квоты на вылов трески на уровне 2004 года, при стремлении ЕС снизить их.

 

Вклад рыбохозяйственной деятельности в ВРП

На протяжении последних 4-х лет положение в отрасли по добыче рыбы и выпуску пищевой продукции стабилизировалось и обеспечивается ежегодное увеличение производства: по вылову - 3-5%; по выпуску товарно-пищевой продукции - 8-12%. Это достигнуто за счет рациональной расстановки промыслового флота по районам промысла и высокой организации эксплуатации судов.

Современное состояние рыбохозяйственного комплекса Калининградской области можно считать временно устойчивым перед началом качественных изменений тенденций. После значительного спада производства в 1991-1996 годах рыбная промышленность области вышла на устойчивый уровень добычи и производства рыбной продукции, который в отдельные годы колеблется в сравнительно небольшом пределе (примерно +/- 10% от среднего значения по добыче). Данные по производственным показателям рыбохозяйственного комплекса Калининградской области за период с 1998 по 2004 годы приведен в таблице.

 

Динамика изменения вылова и производства рыбной продукции

по рыбохозяйственному комплексу Калининградской области

за 1998-2004 годы

 

Показатели

1998 год

1999 год

2000 год

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

Добыча рыбы, тыс. тонн

293,0

283,3

301,8

334,7

353,0

337,0

345,4

Производство рыбной

продукции - всего, тыс. тонн

244,8

240,6

280,3

331,1

359,6

356,6

403,3

Консервы, млн. усл. банок

64,0

120,0

124,0

147,0

157,7

202,0

238,9

 

В целом по рыбопромышленному комплексу области производство товарно-пищевой продукции составило 403,3 тыс. тонн (113,1% к соответствующему периоду 2003 года). На долю крупных и средних предприятий приходится 67,3% всего объема выпускаемой рыбной продукции. Доля рыбной промышленности в экономике области в 2002 году составляла 11,6%, в 2003 году - 12,5%.

 

Рекреационные возможности объектов, размещенных на побережье

Санатории, расположенные в курортной зоне на берегу моря: детский туберкулезный санаторий, Детский кардиоревматологический санаторий, Детский санаторий "Майский", Детский ортопедический санаторий "Пионерский",  Детский пульмонологической санаторий "Отрадное-1", Детский психоневрологический санаторий "Теремок", а также санатории "Зеленоградск", "Отрадное", "Светлогорск", Светлогорский центральный военный санаторий, санатории "Чайка", "Энергетик", "Янтарь", "Янтарный берег".

Пансионаты расположенные на берегу моря: "Балтика", "Волна", "Лазурь", "Мебельщик", "Отрадное", "Чайка", "Аист", "Неринга".

Дома отдыха, расположенные на берегу моря и Куршского залива: "Балткран", "Балтика", "Геллиан", "Звезда", "Лесное", "Рыбачий", «Дом отдыха в поселке Отрадное», "Кондитер".

Базы отдыха, расположенные на морском пебережье: "Досуг", "Дюны", "Морское", "Спецремстройтрест", "Судоремонт-Балтика", "Электросвязь", "Заостровье".

 
Учреждения культуры Калининградской области,
связанные с морской тематикой.

Областная универсальная научная библиотека. Калининград, проспект Мира, 9-11, тел. (0112) 27-24-40. Открыта в 1946 году. В фонде свыше 1 млн. экземпляров различных изданий.

Музей Мирового океана. Калининград, Набережная Петра Великого, 1, тел./факс (0112) 53-89-15, факс 34-02-11. На исторической набережной установлены научно-исследовательское судно "Витязь" (научные лаборатории и экспозиции, посвященные изучению Мирового океана, "янтарный кабинет"), научное судно Российского авиационно-космического агентства "Космонавт Виктор Пацаев" (история космонавтики) и подводная лодка "Б-413".

Музей дважды Краснознаменного Балтийского флота. Балтийск, ул. Кронштадтская, 1, тел.(01145) 3-20-73. В экспозиции представлены вооружение, награды, знамена, фотодокументы, модели кораблей, предметы быта, рассказывающие об истории Балтийского флота и города Пиллау (совр. Балтийск).

 

Актуальные проблемы развития морской деятельности

1. Недостаточное обеспечение производственных мощностей промыслового флота сырьевой базой, обеспечивающей эффективную финансово-хозяйственную деятельность рыбодобывающих компаний.

2. Моральный и физический износ основных производственных фондов (в первую очередь, промыслового флота) и, как следствие, высокие энергозатраты на единицу выпускаемой продукции.

3. Наполнение российского рынка традиционными видами продукции рыбопереработки (консервы рыбные) и ограниченные возможности выхода на зарубежные рынки.

4. Увеличение налогов на предприятия рыбной отрасли:

- введение платы за водные биоресурсы;

- отмена льгот по налогу на имущество.

5. Низкий уровень менеджмента на отдельных предприятиях рыбохозяйственного комплекса.

 

Региональные и местные СМИ, которые освещают морскую тематику

Еженедельная газета "Маяк Балтики". Главный редактор - Эрнест Михайлович Букринский.. Адрес редакции: 236039, г. Калининград, ул. Ореховая, 7. Тел. 47-31-83, 47-31-96.

Ежедневная газета "Страж Балтики". Главный редактор Владимир Андреевич Бриц. Адрес редакции: 236006, г. Калининград, ул. Тюленина, 15, тел. 507-318, 502-650.

 

СПИСОК

крупнейших предприятий рыбохозяйственного комплекса,

осуществляющих рыбохозяйственную деятельность в 2004 году

 

ОАО "Атлантрыбфлот", ООО "Атлантик-Лидер", ЗАО "Вестрыбфлот", ООО "Грумант", ООО "Запморфлот", ЗАО "Западный румб", ООО "Звезда Балтики", ООО "Земланд-Эксима", ООО "Р.К. "Мировой океан", ООО "Морская звезда", ООО "СП РосБелрыба", ЗАО "РПК "Рыбфлот-ФОР", ООО "Транско", ЗАО "РПК "ФОР", ЗАО "ФОР-Фишинг", ООО "Южный рыбопромысловый флот", р/к "За Родину", ОАО "Балтийский комбинат", ООО  "Балтрыбпром", ООО "Барс", ЗАО  "Калининградский РКК", ООО "Креон", ОАО "Мамоновский РКК", ОАО "Полесский рыбзавод".

Основные показатели работы рыбодобывающих компаний

Калининградской области по вылову рыбы

за 2001-2004 годы

 

 

 

Вылов рыбы (тонн)

Наименование предприятия

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

 

ООО "Арктик Корсар"

 

933,5

 

 

ОАО "Атлантрыбфлот"

23937,2

30141

22489,5

39589,6

ООО "Атлантик Лидер"

5811,4

18431

15390

14483

ООО "Атлантический трест"

 

 

10122,7

 

ООО "Альбатрос"

 

 

283,3

321,5

ЗАО "Вестрыбфлот"

65447,9

65447,9

55024

51593,9

ЗАО "Веймар"

368,1

368,1

327,04

 

ООО "Грумант"

623,3

623,3

614,2

265,9

ООО "Запморфлот"

7100,8

7100,8

11298

6436,2

ЗАО "Запрыбфлот"

23781

23781

13635

 

ЗАО "Западный румб"

317

317

878,1

 

ООО "Звезда Балтики"

4702,8

4702,8

9172,5

 

ООО "Земланд-Эксима"

9248,8

9248,8

1132,5

5045,4

ООО "Каласта"

712,9

712,9

104

 

ООО "КНН"

984,6

984,6

1199,2

 

ООО РК "Мировой океан"

 

 

1363,7

999,9

ООО "Морская звезда"

80289

80289

82499

106723

ОАО "ПБОРФ"

1797

1797

 

 

СП "Пиро-Фиш"

12343

12343

 

 

ООО СП "РосБелрыба"

 

 

1209,3

 

ФГУП "АтлантНИРО"

 

 

275,1

231,1

ООО "Рыбфлот-Калининград"

12601,9

12601,9

1463,5

 

ЗАО "Рыбфлот-ФОР"

7616

7616

54258

76775

ООО "Транско"

 

853,7

1056,6

1018

ЗАО РПК "ФОР"

39952

39952

17202

13733

ООО "Югрыбпромфлот"

 

5539,1

2604

 

ООО "Лагуна"

 

 

 

131,4

ООО "Объединенная Морская компания"

 

 

 

84,9

ИТОГО на океаническом промысле

297634,7

323784,4

303601,24

317431,8

ИТОГО на промысле (Балтика)

31929,2

29956

28159,9

23107

ИТОГО по заливам

5405

5353,8

5242,5

4857,4

ВСЕГО

334968,9

359094,2

337003,64

345396,2

 

 

 

Вылов рыбы и доли по районам промысла различной юрисдикции за 2001-2004 годы

 

 

Наименование районов промысла

2001

 

2002

 

2003

 

2004

 

Вылов

%

Вылов

%

Вылов

%

Вылов

%

Открытая часть Мирового океана и конвенционные районы

126738

37,8

104686

29,7

143337

43,1

92790

26,9

Зоны иностранных государств

139899

41,7

179388

50,8

140617

42,3

221077

64,0

Исключительная зона России

Северо-Восточная Атлантика

31469

9,4

33583

9,5

14922

4,5

3565

1,0

Исключительная зона России

26-й подрайон Балтийского моря

31925

9,5

29956

8,5

28150

8,5

23107

6,7

Заливы

5405

1,6

5354

1,5

5243

1,6

4857

1,4

Всего:

335436

100

352967

100

332278

100

345396

100

 

Производство рыбных консервов на рыбоперерабатывающих предприятиях

Калининградской области за 2004 год (тысяч условных банок)

 

Наименование предприятия

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

ОАО "Балтийский рыбоконсервный комбинат"

20947

17169

21423

18396

ООО "Барс"

 

6900

13289

17692

ООО "Балтрыбпром"

7707

7609

6735

15362

ЗАО "Калининградский рыбоконсервный комбинат"

50175

58587

56556

65042

ООО "Креон"

 

 

36066

36310

ОАО "Мамоновский рыбоконсервный комбинат"

23571

29546

29546

37694

ООО "Навага"

 

 

397,5

640

ОАО "Полесский рыбоконсервный завод"

13220

18665

29272

40697

ООО "Посейдон"

 

 

1258

1199

Р/к "За Родину"

10950

8516

4911

3272

ООО "БРПК"

 

2443

1591

1652

ООО "Фортуна- БК"

 

767,6

914,5

935

ООО "КНН"

 

48,3

 

 

Малые предприятия

14500

 

 

 

ИТОГО:

141070

150251

201959

238891

 

 

Основные показатели работы предприятий

рыбохозяйственного комплекса Калининградской области

по производству товарно-пищевой продукции за 2004 год

 

 

 

Товарно-пищевая, включая консервы, тонн

Наименование предприятия

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

ООО "Арктик Корсар"

 

392

 

 

ОАО "Атлантрыбфлот"

28128

34343

23275

33651

ООО "Атлантик Лидер"

4397

14406

12872

11655

ООО "Атлантический трест"

 

8124

 

 

ООО "Альбатрос"

 

 

183

202

ЗАО "Вестрыбфлот"

57828

51157

50763

43855

ЗАО "Веймар"

268

 

 

 

ООО "Грумант"

623

 

516

266

ООО "Запморфлот"

4683

8096

5581

3435

ЗАО "Запрыбфлот"

22284

11927

 

 

ЗАО "Западный румб"

199

597

44

 

ООО "Звезда Балтики"

3782

7763

5909

1225

ООО "Земланд -Эксима"

9095

2961

6292

6008

ООО "Каласта"

713

104

 

 

ООО "КНН"

769

887

 

 

ООО РК "Мировой океан"

 

921

563

663

ООО "Морская звезда"

67142

70473

78038

90715

ОАО "ПБОРФ"

2874

 

 

 

СП "Пиро -Фиш"

5784

 

 

 

ООО СП "РосБелрыба"

 

 

849

 

ФГУП "АтлантНИРО"

 

 

51

 

ООО "Рыбфлот -Калининград"

10088

1343

 

 

ЗАО "Рыбфлот -ФОР"

5555

44466

54258

65258

ООО "Транско"

 

545

883

645

ЗАО "РПК "ФОР"

33547

15209

17202

11673

ООО "Югрыбпромфлот"

 

4925

2194

 

ООО "Лагуна"

 

 

 

85

ООО "Объед. Мор.компания"

 

 

 

57

ИТОГО на океанический промысел

257760

279252

259473

269393

Р/К "За Родину"

7108

6956

5700

4378

Р/К "Доброволец"

401

386

347

375

Р/К "Труженик моря"

372

1104

607

502

Р/К "им. Матросова"

468

470

352

411

Р/К "Рыбак Балтики"

476

768

574

645

ООО "Балтрыбпром" ПБОРФ

1800

72

 

 

Малые предприятия

12509

13841

14910

13677

ИТОГО на промысле Балтика,заливы

23133

23525

22500

19987

ВСЕГО

280893

303082

281972

289380

ОАО "Балтийский рыб. комбинат

7332

9409

11090

9472

ООО "Балтрыбпром"

3368

3093,2

2512,3

5548

ЗАО "Калининградский рыб. комбинат"

17561

20506

19795

22765

ОАО "Мамоновский рыб. Комбинат"

8250

10341

10341

13193

ОАО "Полесский рыбзавод"

4627

6533

10245

14244

БРПК

 

3918

1665

1594

ООО "Барс"

 

2415

4651

6192

ООО "Креон"

 

 

12623

12709

ООО "Навага"

 

 

139

224

ООО "Посейдон 2000"

 

 

440

420

ООО "Фортуна-БК"

 

284

453

394

ООО "Вичюнай-Русь"

 

 

 

23863

Малые предприятия

4900

752

736

3294

ИТОГО

46038

57251

74691

113910

ВСЕГО

326931

360333

356663

403291

| Общие сведения | События | Ссылки | Новости | WAP | PDA |
Официальный сайт Морской Коллегии при Правительстве Российской Федерации. Создан в рамках ФЦП "«Электронная Россия» 2002-2010 гг."
return_links(); ?>