Главная Обратная связь Карта портала
   11 Октября, Суббота

Искать в разделе Найти
Расширенный поиск
Общие сведения Нормативные правовые акты Морская деятельность Безопасность морской деятельности
Информация о морской среде Международное морское право Приморские регионы России Общественные организации
Атлантическое направление
Арктическое направление
Тихоокеанское направление
Каспийское направление
Астраханская область
Республика Калмыкия
Республика Дагестан

Республика Дагестан
Версия для печати

Республика Дагестан

 

Сводные данные о морской деятельности

Дагестан в составе России с 1813 года. Его прибрежная полоса была освоена уже в IV в. н.э. В X-XI вв. с образованием и усилением Русского централизованного государства, а позднее с присоединением к нему Казанского (1552 год) и Астраханского (1556 год) ханств, устанавливаются прочные торговые связи Дагестана с Россией, Закавказьем и Северным Кавказом. Основным экономическим центром был город и порт Дербент, который развивался вблизи крепости, преграждавший узкий (3 км) проход между морем и горами Кавказа, что позволяло контролировать торговлю.

В 1844 году была основана Махачкала (до 1922 года она называлась Петровск-Порт) как военное укрепление Петровское. В 1861 - 1870 гг. велось строительство искусственной гавани и порта. В 1896 году город соединен железной дорогой с Владикавказом, Ростовом-на-Дону и Баку, что способствовало значительному увеличению грузооборота порта.

В 1933 - 1937 в Махачкале построена нефтегавань и основным грузом стала нефть. В республике действуют нефтепроводы Махачкала - Грозный, Избербаш - Махачкала и газопровод Махачкала - Дербент, имеются предприятия машиностроительной и металлообрабатывающей (производство электросварочного оборудования, оборудования для пищевой промышленности и др.), нефтедобывающей (в районе Махачкалы.), химической, текстильной, пищевой (рыбная, консервная) промышленности; производство стройматериалов.

В настоящий момент наиболее развитым портом республики является Махачкалинский морской торговый порт, являющийся единственным незамерзающим портом России на Каспии. Порт состоит из двух гаваней (сухогрузной и нефтяной) и внешнего рейда. Мощности порта позволяют за год перерабатывать до 7 млн. тонн нефтепродуктов, до 1,5 млн. тонн минерально-строительных грузов, 400 тыс. тонн генеральных и лесных грузов. Через порт проходят грузопотоки из России, Белоруссии, Украины, Прибалтики, а также транзитные грузы на Иран, Турцию, Среднюю Азию, страны Персидского залива и обратно.

В 2002 году введена в строй железнодорожная паромная переправа с использованием на линии "Махачкала - Актау" паромного судна типа "Петровск" для перевозки в цистернах сырой нефти. Продолжаются работы по реконструкции пирса нефтегавани.

Привлекательность порта с геополитической точки зрения обусловлена тем, что он является основным транспортным узлом России на Каспии на магистралях экспорта нефти и нефтепродуктов. Портовые сооружения нуждаются в реконструкции, поскольку 70% российского сектора Каспийского моря прилегает к территории Республики Дагестан, где прогнозируется более 50% от общероссийских запасов нефти и газа на шельфе Каспия.

В Махачкале находится и рыбный порт, расположенный в бухте сухогрузной гавани Махачкалинского порта и имеет смежную с торговым портом акваторию. Порт способен обрабатывать до 80 тыс. тонн грузов в год, но в последнее время портовые мощности простаивают вследствие недостатка грузовой базы.

На побережье республики в советское время было создано достаточно большое количество рыболовецких колхозов, которые располагались на сравнительно небольшом расстоянии друг от друга, но в настоящий момент в связи с упадком промышленного рыболовства на Каспии эти портовые пункты также приходят в упадок.

Поскольку республика Дагестан является приграничным субъектом России, регионом, который характеризуется высоким уровнем нестабильности, для защиты государственной границы и обеспечения безопасности мореплавания в Махачкале и Каспийске, базируются силы Каспийской флотилии и соединения морской пограничной охраны ФСБ России.[1]

Морской потенциал, размещенный в республике, характеризуется относительной степенью развитости. На побережье он распределен достаточно равномерно, но его наиболее развитые составляющие сконцентрированы в Махачкале, в то время как остальные приходят в упадок.

 

Особенности внутреннего устройства Республики Дагестан, связанные с его приморским положением

Республика Дагестан расположена в восточной части Кавказа и, будучи самым южным регионом России, граничит по суше и Каспийскому морю с пятью государствами - Азербайджаном, Грузией, Казахстаном, Туркменистаном и Ираном. Внутри Российской Федерации республика соседствует со Ставропольским краем, Республикой Калмыкия и Чеченской Республикой. Республика Дагестан занимает территорию 50,3 тысячи квадратных километров. Каспийское море образует восточную границу Дагестана, от устья реки Кумы до дельты реки Самур. Вдоль побережья разбросаны песчаные острова, крупнейшие из которых Тюлений и Чечень. У берегов Каспийского моря находятся два залива: Кизлярский и Аграханский. Дагестанская приморская зона, занимающая около 530 км побережья Каспийского моря (или 76% российского побережья), является особым экономико-географическим регионом Республики Дагестан. Здесь сосредоточены 5 крупных городов, несколько десятков поселков и сельских населенных пунктов, функционируют производственные структуры: Махачкалинский морской торговый порт, Махачкалинский морской рыбный порт, рыбопромысловый флот и Каспийская гавань. Осуществляются морские перевозки, ведется промышленное рыболовство, производится разработка полезных ископаемых, проводятся морские исследования и работы по сохранению морской среды, берегоукрепительные мероприятия, а также развивается сельскохозяйственное производство.

На дагестанском побережье Каспийского моря сосредоточен основной социально-экономический потенциал республики, несмотря на то, что площадь ее составляет менее 1/3 всей площади территории Дагестана. Акватория, дно и прибрежная территория Каспия обладают большими запасами природных ресурсов, прежде всего углеводородного сырья, полезных ископаемых (строительные материалы, морская ракушка), биологических ресурсов, в том числе осетровых рыб, а также рекреационных ресурсов морского побережья. Также имеются значительные предпосылки для развития транспортной инфраструктуры федерального и международного значения (морские пути, порты, аэропорт) железнодорожные и автомобильные дороги, трубопроводы).

Приоритетными направлениями в сфере морской деятельности являются:

- организация паромного сообщения, реконструкция и специализация Махачкалинского морского торгового порта, развитие всего торгово-транспортного комплекса;

- развитие нефтегазопромысловой и промышленной инфраструктуры с учетом расширения и развития внешнеэкономической деятельности;

- восстановление и дальнейшее развитие рыбохозяйственного комплекса Республики Дагестан;

- реконструкция и расширение агропромышленного комплекса за счет широкого привлечения инвестиций;

- возрождение и развитие туристско-рекреационного комплекса на дагестанском побережье.

Таким образом, освоение дагестанского побережья Каспия будет способствовать росту прибрежной производственной и социальной инфраструктуры, а также агропромышленного комплекса районов и городов приморской зоны. Кроме того, эффективное использование составляющих морского потенциала позволит в значительной степени решить социально-экономические проблемы республики и обеспечить существенный приток необходимых для региона инвестиций.

 

Портовые города, приморские поселки и населенные пункты

Единственным портовым городом в Республике Дагестан является столица республики - г. Махачкала, в котором расположен морской торговый и рыбный порты, обеспечивающие обработку крупно и среднетоннажного флота, занимающегося промыслом каспийской кильки. Прибрежным промыслом частиковых видов рыб, морских сельдей занимаются в Кизлярском, Тарумовском, Дербетском и Каякентском районах маломерным флотом (каюки, байды), каботажного плавания между поселениями нет, сообщение между поселками осуществляется автотранспортом.

 

Приморские города:

Город Махачкала - столица Республики Дагестан.

В настоящее время Махачкала является крупнейшим промышленным и культурным центром Северного Кавказа. На территории города Махачкалы расположено более 60 крупных и средних предприятий промышленности - машиностроения и металлообработки, легкой, пищевой и других отраслей промышленности.

Морской торговый и рыбный порт, пункт базирования Береговой охраны Пограничной службы ФСБ.

Климатические условия и особенности побережья г. Махачкалы создают благоприятные возможности для его превращения в ведущий туристический и санаторно-оздоровительный центр России. Махачкала является приморским климатическим курортом, обладающим источниками минеральных вод, целебной сульфидной иловой грязью соленых озер, расположенных вблизи города.

 

Город Дербент - самый южный город России, расположен в приморской части Дагестана.

Дербент второй по величине и значимости город в Дагестане является важнейшим транспортным узлом. По его территории проходит автомагистраль Федерального значения "Кавказ" и железная дорога, связывающая Россию с Азербайджаном. Промышленность города характеризуется высокой концентрацией производства. Архитектурно-исторический комплекс Дербента 3 июня 2003 года включен в список Всемирного наследия международной организации ЮНЕСКО.

 

Город Дагестанские Огни - до 1991 года рабочий поселок, расположен на юге Дагестана в равнинной приморской части, на расстоянии 4 км от западного побережья Каспийского моря.

 

Город Избербаш возник в 1936 году в связи с открытием и эксплуатацией Избербашского нефтяного месторождения.

Город Избербаш расположен в пределах Прикаспийской низменности на плоской прибрежной полосе, вытянутой вдоль Каспийского моря и ограниченной с запада поясом предгорий. Промышленность города представлена предприятиями машиностроительного комплекса, пищевой, легкой и деревообрабатывающей промышленности.

 

Город Каспийск (пос. Турали, Турали-2) является крупным промышленным центром Республики. На его территории расположены такие градообразующие промышленные предприятия как ОАО "Завод "Дагдизель" и ОАО "Завод точной механики".

Пункт базирования кораблей каспийской флотилии.

 

Приморские районы:

Магарамкентский район (приморские населенные пункты - пос. Приморский, Тагиркент-казмаляр, Самур, с. Бильбиль, Азадоглы) расположен на равнине в южной части Республики Дагестан.

Дербентский район (пос. Билиджи, с. Арабляр, Нюгди, Авадан, Нижний Джалган, пос. совхоза К. Маркса, Первомайский рыбзавод, с. Берикей, Оборона) побережьем Каспийского моря на протяжении 60 км.

Каякентский район (с. Новокаякент) расположен в юго-восточной части предгорного Дагестана и занимает площадь 816 кв. км, численность населения - 53,2 тыс. чел. Основной отраслью производственной сферы района, в которой занято более половины трудоспособного населения является сельское хозяйство. Общая площадь сельхозугодий составляет 35689 га.

Карабудахкентский район (пос. Манаскент) расположен в средней части Республики Дагестан, занимает приморскую низменность и предгорье. Широкая и удобно расположенная береговая полоса.

Кизлярский район (пос. Старый Терек, с. Крайновка, Новый Терек, Бахтемир, Суюткино, н.п. Новый Чечень, Брянский рыбзавод, с. Брянск, с. Тушиловка) расположен в северной части Дагестана, на левобережной стороне Дельты реки Терек Прикаспийской низменности.

Тарумовский район (село Юрковка, Коктюбей, совхоз Таловский, пос. Кочубей) - самый Северный район Дагестана, расположен в зоне полупустынь.

Органы управления морской деятельностью


Общие характеристики морской деятельности

Морской деятельностью в Республике Дагестан занимаются следующие структуры:

Дагестанская специализированная морская инспекция (ДСМИ) Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (охватывает вопросы защиты и сохранению морской среды, внутренних морских вод и территориального моря).

ФГУ "Запкаспрыбвод" (занимается охраной и воспроизводством рыбных запасов).

Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Дагестан (проводит анализ и контроль санитарно-эпидемиологического состояния побережья Каспийского моря в черте санитарно-курортных учреждений и баз отдыха на территориях приморских городов и районов РД).

Министерство по делам молодежи и туризму Республики Дагестан (координирует туристическую деятельность на побережье Каспийского моря, в части развития объектов туристкой индустрии, реализации программ, организации детского и оздоровительного отдыха и т.д.).

Западно-Каспийская государственная морская инспекция (охрана рыбных запасов и регулирование деятельности рыболовства).

Министерство строительства и архитектуры Республики Дагестан (проводит государственную политику в области строительства, включая возведение объектов на морском побережье).

Открытое акционерное общество "Рыбопромышленная коммерческая компания "Порт-Петровск"" (добыча рыбы и производство рыбопродукции).

Дагестанский филиал ФГУП "Каспийский научный институт рыбного хозяйства" (занимается разработкой и реализацией научных программ по сохранению и рациональному использованию водных биологических ресурсов западно-каспийского района с внутренними реками и внутренними пресноводными водоемами).

Каспийское пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации (организует деятельность органов и войск по защите и охране государственной границы, внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов).

Государственная администрация Махачкалинского морского рыбного порта (осуществляет погрузочно-разгрузочные работы, бункеровку водой, водолазный осмотр, а также надзорные функции за рыбопромысловыми судами).

Департамент рыбного хозяйства Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан (проводит рыбохозяйственную политику, координацию действий в области сохранения, воспроизводства, оптимального использования биоресурсов моря).

Федеральное государственное унитарное предприятие "Махачкалинский морской торговый порт" (осуществляет погрузочно-разгрузочные работы, перевозку грузов транспортным флотом).

Открытое акционерное общество "Нефтяная компания "Роснефть"" (через контролируемую компанию ООО "Каспойл" осуществляет геологическое изучение залежей углеводородного сырья в акватории Каспия).

Открытое акционерное общество "Геотермнефтегаз" (геологическое изучение недр моря).

Общество с ограниченной ответственностью "Мегатрон НВК" (проводит морские сейсморазведочные работы).

 

Федеральное государственное унитарное предприятие
"Махачкалинский морской торговый порт"

В структуре морской деятельности ключевым объектом транспортной инфраструктуры является ФГУП "Махачкалинский морской торговый порт". В его состав входят следующие основные производственные фонды: нефтеналивной район, грузовой район, судоремонтный завод и база технического обслуживания флота, где производится ремонт судов, силовых агрегатов, буровых установок и путевых станционных машин.

Сухогрузная гавань порта включат в себя причалы для хранения и перевалки генеральных, навалочных, насыпных и контейнерных грузов пропускной способностью 800 тыс. тонн грузов в год, с контейнерным терминалом, способным принимать более 40 тыс. контейнеров в год, с паромным причалом на 50 тыс. тонн и железнодорожную паромную переправу, способную принимать до 25 тыс. вагонов в год.

 

Экспортные и импортные грузы за 2001-2004 годы (тыс.тонн)

 

Номенклатура груза

2001 год 

2002 год

2003 год

2004 год

Имп

Всего

Экс

Имп

Всего

Экс

Имп

Всего

Экс

Имп

Всего

Экс

Металл

259,8

259,8

-

-

-

-

973,3

973,3

-

1209, 6

1209, 6

-

Хим. Грузы

-

-

-

48,1

48,1

-

50,5

50,5

-

2,1

2,1

-

Контейнера

3,5

0,6

2,9

0,7

0,1

0,6

7,9

6,2

1,7

16,5

14,8

1,7

Лес

1,4

1,4

.

1,6

1,6

-

5,0

5,0

-

6,8

6,8

-

Руда, флюсы

-

-

-

-

 

-

-

-

10,4

7,9

2,5

 

Машины и оборуд.

63,9

63,9

.

1,0

0,6

0,4

0,9

0,9

-

0,9

0,9

-

Уголь камен, кокс

-

-

-

137,4

-

137,4

107,3

-

107,3

162,0

48,9

113,1

Скоропорт.продукты

-

-

-

0,2

-

0,2

0,1

-

0,1

-

-

-

Зерно насыпью

-

-

-

-

-

-

30,4

30,4

-

6,3

6,3

-

Грузы на паромах

.

.

.

.

-

-

33,6

12,2

21,4

47,9

28,5

19,4

ИТОГО за год:

328,6

325,7

2,9

189,0

50,4

138,6

1209,0

1078,5

130,5

1462,5

1325,8

136,7

 

Государственная администрация
Махачкалинского морского рыбного порта

Рыбный порт оказывает портовые услуги (погрузка-выгрузка, бункеровка водой, водолазный осмотр и т.д.), а также осуществляет надзорные функции за рыбопромысловыми судами. В ММРП, кроме судов зарегистрированных в порту, заходят также суда из Астрахани, редко суда с генеральными грузами из других регионов.

В 2004 году количество обработанных судов составило 46 единиц, перевезено 6,9 тыс. тонн груза, из которых - 2,6 тыс. тонн - генеральные грузы (лес). Несмотря на то, что грузооборот по сравнению с 2003 годом снизился на 42,5%, объем всех портовых услуг увеличился на 46,6% и составил 2655,0 тыс. руб. годового дохода, в том числе внереализованные доходы - 255,0 тыс. рублей. Расходы составили 2476,0 тыс. рублей

Основные производственные фонды прошли нормативные сроки эксплуатации и требуют капитально-восстановительного ремонта. Численность персонала порта составляет 30 человек (инженерно-технический персонал и эксплуатационные рабочие).

Из-за 5 кратного падения добычи кильки в Каспии в последние годы, соответственно упали объемы грузооборота Махачкалинского порта, что в свою очередь привело к ухудшению технико-экономических показателей в целом.

Согласно договору с Госкомрыболовством России от 5 марта 2004 года для осуществления хозяйственной деятельности в порту (погрузо-разгрузочные операции) привлечена стивидорская компания ООО "Дагритм-Транс", которая в Минтрансе Российской Федерации получила лицензию на погрузо-разгрузочную деятельность в Махачкалинском морском рыбном порту.

Махачкалинский рыбный порт, как и все рыбные порты Российской Федерации, приступил к приему и обработке транспортных судов с генеральными грузами. В связи с чем, свободные причальные мощности 130 п.м. (силами "Дагритм-Транс") подготовлены, частично отремонтированы, огорожены, освещены, подведены инженерные коммуникации, построено железнодорожное ответвление к причалу, что дало возможность загружать суда по схеме вагон-кран (пневмоустановка) - трюм.

Выполнены значительные объемы работ по обустройству погранично-таможенного поста в порту. После получения согласования Правительства Российской Федерации и открытия морского, грузового постоянно действующего погранично-таможенного поста в порту, Махачкалинский рыбный порт получит международный статус и может принимать и обрабатывать суда загранследования.

Для дальнейшего развития порта необходимо реализовать инвестиционный проект "Реконструкция и техническое перевооружение Махачкалинского рыбного порта".

Махачкалинский морской рыбный порт имеет 33 промысловых судов, водоизмещением 38 тыс. тонн и плавучий док

 

Агропромышленный комплекс Республики Дагестан

Рыбодобывающими и рыбоперерабатывающими предприятиями Республики Дагестан в 2004 году произведено товарной продукции на сумму 87,8 млн. руб., что на 18% больше, чем в 2003 году. Ими добыто 6969,7 тонн рыбы, что составляет 119,4% от уровня 2003 года, произведено 2818 туб рыбных консервов -(118,8%), выработано 6297,4 тонн пищевой рыбной продукции (111,8%), выращено 386,3 тонн товарной прудовой рыбы - (118,4%).

Освоение промышленной квоты на вылов водных биоресурсов в 2004 году составило:

 

№ п/п

Виды рыб

Квота (тонн)

Факт (тонн)

% освоения

1

Килька каспийская

12654

5672,824

44,8

2

Сельдь морская

265

20,85

7,86

3

Частиковые

2149,3

1227,75

57,1

4

Вобла

163,8

45,893

28,0

5

Кефаль (эксперим.режим)

33

1,33

4,03

6

Осетровые (р.Волга)

22,054

1,1

5,0

7

Итого добыто:

15287,14

6969,747

45,6

 

прудовая в том числе бестер (осетровая)

 

386,336 18,9

 

 

Всего рыбы

 

7356,083

 

 

Одной из основных причин того, что квоты освоены неполностью, стала потеря рыбаками двух месяцев промыслового времени по причине позднего выхода приказа Госкомрыболовства России о закреплении долей за заявителями на вылов (добычу) водных биологических ресурсов в промышленных целях Республики Дагестан (приказ Госкомрыболовства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года №100).

 

Открытое Акционерное Общество Рыбоконсервный комбинат
"Порт-Петровск"

ОАО Рыбоконсервный комбинат "Порт-Петровск" является крупнейшим производителем рыбной продукции в республике. Предметом деятельности предприятия являются добыча и обработка рыбы, рыбной продукции и других водных биологических ресурсов; производство пищевой, кормовой, технической и медицинской рыбопродукции; прием, холодильная обработка, заморозка и хранение рыбопродукции, мяса и других продуктов.

Предприятие предусматривает осуществление инвестиционного проекта "Модернизация и развитие предприятий рыбной промышленности". Согласно расчетам за два года реализации проекта общий объем производства продукции составит 52,5 млн. рублей.

ОАО РКК "Порт-Петровск" имеет три рыбодобывающих судна и два судна портового обслуживания, которые приписаны в порту г. Махачкала.

 

Объемы добычи рыбы судами ОАО "Порт-Петровск"

(тонн)

 

Наименование судов

2002 год

2003 год

2004 год

факт 

квота

факт

квота

факт

квота

РДОМС "Серажутдинов"

1200

911

1100

381

750

449

РДОМС "Турали"

1200

902

900

282

750

259

РДОМС "Буйнак"

1100

487

-

-

-

-

РМС "Каякент"

700

517

600

144

600

139

ИТОГО

4200

2817

2600

807

2100

847

Освоение нефтегазового потенциала Каспия

По прогнозам на дне Дагестано-Каспийской части Каспийского моря сосредоточены запасы нефти 340 млн.тонн и газа 540 млрд. м3. По оценкам Минпромэнерго России общий экспортный потенциал Каспия может составить 70-80 млн.тонн нефти в год. Одним из перспективных направлений освоения природных ресурсов является добыча нефти и газа на территории 10-мильной зоны шельфа Каспийского моря у побережья Республики Дагестан и месторождения "Инчхе-Море".

Дагестанский сектор шельфа Каспийского моря разделен на шесть участков недропользования: блок № 1 - "Дербентский", блок № 2 - "Избербашский", блок № 3 - "Димитровский", блок № 4 - "Сулакский", месторождение "Инчхе-море", участок "Тюлений", из которых один участок - месторождение "Инчхе-море" находится в нераспределенном фонде недр.

Недропользователями пяти участков являются три компании: ОАО Нефтяная компания "Роснефть-Дагнефть", ОАО "Геотермнефтегаз" и ООО "Мегатрон НВК"

 

1. Открытое акционерное общество Нефтяная компания "Роснефть-Дагнефть"

Оно через контролируемую компанию ООО "Каспойл" объектами недропользования являются: блоки №1 ("Дербентский"), №3 ("Димитровский"). Лицензии на право недропользования выданы по итогам конкурса в 1999 году сроком на 25 лет, в том числе 5 лет - геологическое изучение, 20 лет - добыча углеводородов.

В 2001-2004 годах НК "Роснефть" профинансировала производство работ на общую сумму 10 млн. долл. США. Геофизическими работами покрыто 2248 пог. км. По результатам работ обнаружены перспективные на нефть и газ структуры. На структуре "Арабляр-море" ведется бурение первой поисковой наклонно-направленной скважины.

В феврале 2004 года закончился пятилетний срок геологического изучения недр Дербентского и Димитровского блоков. За этот срок на каждом блоке недропользователь должен был пробурить по 3 поисковые скважины (всего-6 скважин). Фактически, как отмечено выше, производится бурение только первой скважины (на 01.01.05 год пробурено 4400м.).

 

2. Открытое акционерное общество "Геотермнефтегаз".

Это предприятие - стратегический партнер - немецкая финансовая компания "Дебис Интернешнл Трейдинг Гмбх", которая в свою очередь входит в состав международного концерна "Даймлер-Крайслер". Объекты недропользования: блоки №2 ("Избербашский") и №4 ("Сулакский"). Лицензии на право недропользования выданы в соответствии с итогами конкурса в 1998 году сроком на 25 лет, в том числе 5 лет - геологическое изучение, 20 лет - добыча углеводородов.

Компания "Геотермнефтегаз", выполнила всего 8% от запланированного объема исследований из-за отсутствия финансирования. В конце 2003 года закончился 5-летний срок геологического изучения недр Избербашского и Сулакского блоков. За этот срок на каждом блоке недропользователь должен был пробурить по 3 поисковые скважины (всего-6 скважин). Невыполнение этих мероприятий привело к нарушению условий лицензионных соглашений, освоение блоков затягивается на неопределенные сроки.

 

3. Общество с ограниченной ответственностью "Мегатрон НВК".

Объект недропользования: участок "Тюлений". Лицензия выдана в 2001 году сроком на 5 лет и только на геологическое изучение. В январе 2005 года решением Федерального агентства по недропользованию сроки геологического изучения недр участка "Тюлений" продлены до 2009 года. Основным учредителем (70%) ООО "Мегатрон НВК" является компания "Wintershall" - крупнейшая нефтегазодобывающая компания в Германии. Работает более чем в 20 странах мира.

Компания "Мегатрон НВК", 2001-2004 годы профинансировала исследовательские работы на общую сумму 29,0 млн. долл. США, морскими сейсморазведочными работами по участку "Тюлений" пройдено более 3,5 тыс. пог. км. Также, проведены морские сейсмические работы 2D объемом 3767 пог. км, инженерно-геологические изыскания на площадке 3x3 км для постановки основания буровой платформы.

По результатам обработки материалов исследовательских работ компания "Мегатрон НВК" обнаружила структуры для постановки поискового бурения и в настоящее время ведет разработку проекта бурения. В 2005 году для проведения поискового бурения и сопутствующих работ запланировано инвестировать 41 млн. долл. США. Достигнуто соглашение с ОАО "Лукойл" о проведении в 2005 году бурения первой поисковой скважины с привлечением самоплавучей буровой установки "Астра", которая зарекомендовала себя как установка, действительно работающая по принципу "нулевого" сброса. Это гарантирует соблюдение самых высоких стандартов в области экологии и не нарушит биосферу акватории Каспия, прилегающей к территории Дагестана. В целях повышения эффективности поискового бурения компания "Мегатрон НВК" ведет работы по строительству собственной буровой установки на Каспии.

 

Предприятия связанные с морской деятельностью:

 

Дагестанский филиал Федерального государственного унитарного предприятия "Каспийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства"

ДФ ФГУП "КаспНИРХ" проводит научные исследования водных биологических ресурсов, аквакультуры и эколого-токсикологические, разрабатывает и реализует научные программы по сохранению и рациональному использованию водных биологических ресурсов западно-каспийского района с впадающими реками и внутренними пресноводными водоемами.

Собственного флота нет. Морские исследования проводятся на судах головного института, а прибрежные и во внутренних водоемах - с использованием маломерных плавсредств.

Институтом выполнен ряд научно-исследовательских и поисковых работ, представляющих определенный интерес для морехозяйственной деятельности на Каспийском море. Дана оценка запасов рыб и составлен прогноз их вылова (мониторинг), подготовлены рекомендации по рациональному использованию внутренних водоемов и морских биоресурсов промышленными потребителями.

 

Каспийское пограничное управление
Федеральной службы безопасности Российской Федерации

Каспийское пограничное Управление ФСБ Российской Федерации обеспечивает безопасность рубежей страны, борется с террористической, диверсионной деятельностью и с преступностью, защищает и охраняет государственную границу, внутренние морские воды, территориальное море, исключительную экономическую зону, континентальный шельф Российской Федерации и их природные ресурсы, организует контроль за соблюдением физическими и юридическими лицами режима государственной границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через государственную границу.

В последнее время в пределах зоны ответственности Каспийского пограничного Управления ФСБ Российской Федерации удалось добиться ощутимых результатов в борьбе с незаконным промыслом осетровых с использованием судов большого и среднего классов. Вместе с тем, масштабы незаконной добычи морепродуктов с использованием маломерного флота продолжают вызывать обеспокоенность и имеют тенденцию к разрастанию.

 

Сравнительный анализ деятельности разнородных сил и средств Каспийского пограничного Управления ФСБ Российской Федерации

 

 

Показатели

2000 год

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

Изъято:

  

 

 

 

 

1. Мореплавательных средств

564

865

1158

1542

610

2. Руль-моторов

858

891

1360

1737

978

3. Морепродуктов (тонн)

64,2

75,6

112,2

560,1

412,3

4. Икра (кг)

286

349

252,1

86

173

5. Сети (км)

254

387

433

485

492,4

Задержано:

 

 

 

 

 

1. Нарушителей пограничного режима

1400

882

887

481

211

Основным средством сохранения морских биоресурсов Каспийского моря силами Каспийского пограничного управления ФСБ России является мелиоративное травление выставленных браконьерских сетей.

 

Флот

Дагестанской специализированной морской инспекцией Федеральной службы по надзору в сфере природопользования зарегистрировано 8109 судов и кораблей, приписанных Махачкалинскому морскому торговому и рыбному портам, гавани г. Каспийска, в том числе:

Махачкалинский морской торговый порт - 53 единицы, из них корабли Краснознаменной Каспийской флотилии ВМФ Российской Федерации - 7 единиц.

Махачкалинский морской рыбный порт - 41 единиц, в том числе корабли морской пограничной охраны ФСБ Российской Федерации - 6 единиц.

Каспийская гавань - 14 единиц военных кораблей Краснознаменной Каспийской флотилии ВМФ Российской Федерации, включая 8 единиц судов морского десанта.

 

 

Судоходная компания «Махачкалинский Морской Торговый порт» имеет 11 судов для перевозки генеральных грузов водоизмещением 47869 тыс. тонн и 6 нефтеналивные судов - 32552 тыс. тонн.

 

В рыбном порту приписаны и базируются 35 судов, из них 22 рыбопромысловых, а остальные научные, вспомогательные и т.д. Махачкалинский морской рыбный порт на своем балансе имеет только водолазное судно и мусоронефтесборочное судно НМС-25. Оба судна из-за физического износа не прошли регистр и не имеют разрешение на плавание.

Кроме того, ООО "Мегатрон НВК" имеет 2 понтона - MAR и GON, которые проходят приписку в порту Махачкала

 

Защита и сохранение морской среды

Защита и сохранение морской среды, внутренних морских вод и территориального моря обеспечивается деятельностью Дагестанской специализированной морской инспекции МПР России, Дагестанским Гидрометцентром и научными учреждениями республики и достигается:

мониторингом состояния морской среды и комплексными мерами по предупреждению и ликвидации последствий ее загрязнения, осуществлением мероприятий по предотвращению разливов нефти при разведке, добыче и транспортировке, строительством и реконструкцией приемных сооружений в портах для сбора и переработки отходов;

стимулированием создания и закупок отечественного оборудования для предупреждения загрязнения и ликвидации последствий морской среды, пополнением российского флота специализированными судами для осуществления природоохранной деятельности;

осуществлением госконтроля за объемами и интенсивностью добычи углеводородного сырья и других ресурсов с морского дна, необходимостью сохранения, воспроизводства и добычи биоресурсов;

осуществлением госконтроля над судами и кораблями, плавающими под Государственными флагами Российской Федерации и Прикаспийских государств, государственного портового контроля, контролем за состоянием и использованием природных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

разработкой принципов и методов, направленных на снижение экологической нагрузки на акваторию моря;

проведением совместной с прибрежными государствами деятельности по сохранению морской среды.

В соответствии с протоколом совместного совещания Минтранса России от 13 февраля 2002 года, Государственного совета Республики Дагестан и Правительства Республики Дагестан по вопросам увеличения пропускной способности Махачкалинского транспортного узла и в целях повышения готовности к ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов предусматривается создание морского специализированного подразделения по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и оснащение его соответствующим оборудованием. С этой целью в составе служебно-вспомогательного флота имеется буксир с функциями по ликвидации аварийного разлива нефти и нефтепродуктов

 

Международное сотрудничество, кооперация

Федеральное государственное унитарное предприятие "Махачкалинский морской торговой порт" в своей деятельности (перевозки генеральных и наливных грузов, погрузочно-разгрузочные работы) сотрудничает со следующими государствами: Казахстан (порт Актау), Туркменистан (порт Туркменбаши"), Иран (Амирабад), Республика Азербайджан (порт Баку) и организациями: транспортно-экспедиторские, агентские, сюрвейерские, шипчандлерские компании - ООО "СП МТК ПЛЮС", ООО СРМП "Сафинат - Махачкала", ООО "Си-Сотра", ООО "Транспетролиум"; судоходные компании - "Сафинат Шипменеджмент" (Мальта), "Азербайджанское государственное Каспийское морское пароходство" (Азербайджан), Управление "Туркменденизеллары" (Туркменистан).

Компания "Wintershall" - крупнейшая нефтегазодобывающая компания в Германии является учредителем ООО "Мегатрон НВК". ОАО "Геотермнефтегаз" в своей деятельности сотрудничает с немецкой финансовой компанией "Дебис Интернешнл Трейдинг Гмбх", которая в свою очередь входит в состав международного концерна "Даймлер-Крайслер". ОАО Нефтяная компания "Роснефть" через контролируемые компании ООО "Каспойл" и ЗАО "Каспойлдевелопмент" ведет геологические работы на Дагестанском побережье шельфа Каспийского моря.

 

Вклад различных видов морской деятельности в ВРП

В структуре валового регионального продукта Республики Дагестан вклад различных видов морской деятельности (морской транспорт, экологическая и берегозащитная деятельность, прибрежный туризм, добыча и переработка рыбы и морепродуктов), составляет 6-8 процентов.

 

Рекреационные возможности объектов, размещенных на побережье

Одними из основных рекреационных ресурсов Дагестана являются песчаные пляжи Каспийского моря. Площадь песчано-ракушечных пляжей приморского Дагестана составляет 2600 га (это позволяет создать сырьевую базу строительных песков, а также расширение переработки морской ракушки для производства кормовой ракушечной крупы, используемой как минеральные добавки с содержанием кальция для обеспечения потребности птицеводческого хозяйства республики и страны.

Средняя температура морской воды 22-24 градуса, а максимальная - до 30 градусов. Каспийское море в пределах Дагестана характеризуется мелководностью: на 70-100 метров от берега глубина не превышает, в основном 1,5 метра.

В приморской полосе много озер, дно которых составляют залежи лечебных грязей, которые могут применяться при лечении самых различных заболеваний. Площадь всех грязевых месторождений республики оценивается в 1,2 тыс. га, а эксплуатационные запасы - до 250 тыс. мЗ. По своему происхождению лечебные грязи относятся к лагунным (месторождение Махачкалинское, Акгель, Большое и Малое Турали, Анджи), гидротермальными (месторождение Тупсус) и торфяным (Каякент).

На территории республики выявлено и описано свыше 300 источников минеральных вод разнообразного состава и температур. Большая их часть по своим целебным качествам не уступает источникам, применяемым в мировой практике санаторно-курортного лечения, - насчитывается 59 солено-щелочных источников типа Ессентуков, Арзни; 123 сероводородных; 22 источника сложного состава типа Карловых Вар, 35 хлорида натриевых, 33 йодобромных, 84 термальных и т.д.

Располагая таким разнообразием целебных, природных и климатических условий, уникальным территориальным комплексом "горы - море", позволяющим организовать контрастные и разнообразные виды отдыха, в сочетании со сложившимися историческими и культурными традициями народов Дагестана, республика имеет все предпосылки стать одним из туристических и курортных центров мирового масштаба.

По привлекательности ландшафтов, особенно по сочетанию климатических и культурных показателей, западное побережье Каспийского моря не имеет аналогов на Евро-Азиатском континенте, не уступает, а по некоторым показателям даже превосходит Черноморское побережье Кавказа.

Дагестанская зона Прикаспийского региона - одна из наименее освоенных и наиболее перспективных в рекреационном отношении территорий побережья Каспийского моря. Приморская зона Дагестана, от р. Сулак до границы с Азербайджаном протяженностью около 200 км, имеет наиболее приятные климатические условия - теплое лето, мягкую зиму, низкую относительную влажность воздуха. По сумме солнечной радиации (117 ккал/см2) Дагестанское побережье Каспийского моря превосходит такие курорты как Ессентуки, Батуми, Кисловодск и сходно с районом Сочи (118 ккал/см2).

В летний оздоровительный период побережье Каспийского моря активно используется в рекреационных целях, особенно Манасское, Сулакское и Каякентское взморье, где размещены базы отдыха сезонного типа, летние оздоровительные учреждения, санатории.

Реестр учреждений отдыха, здравниц и промышленных предприятий на дагестанском побережье каспийского моря прилагается.

 

Актуальные проблемы развития морской деятельности

Необходимым условием формирования и осуществления эффективных национальных планов и согласований международной политики в области морской деятельности Российской Федерации на Каспии признано определение современного правового статуса Каспийского моря.

Для определения статуса Каспия подлежат урегулированию и согласованию между всеми прикаспийскими странами следующие вопросы:

определение приоритетов в эксплуатации биологических и минеральных ресурсов, установление механизмов их распределения между прибрежными государствами;

установление пределов суверенных прав и юрисдикции прикаспийских стран;

решение экологических проблем защиты и сохранения морской среды с учетом исключительно высокого уровня взаимосвязи прибрежных государств;

обеспечение военной безопасности прикаспийских государств и решение вопросов военного мореплавания.

Каждый из этих вопросов в отдельности может быть решен соответствующими Соглашениями и Договорами.

Актуальными по Каспию остаются вопросы воспроизводства и охраны морских биологических ресурсов. Незаконный лов рыбы сказывается на экономике Республики Дагестан и приводит к физическому уничтожению наиболее ценных популяций рыб с непредсказуемыми экологическими последствиями. Наиболее остро стоит вопрос сохранности осетровых.

Решение проблемы улучшения экологической ситуации в настоящее время осложняется следующими обстоятельствами.

Каспийское море стало международным водоемом. В связи с чем, все проблемы, связанные с воспроизводством, охраной и использованием биоресурсов, необходимо решать в рамках межгосударственных соглашений. В связи с возникновением ряда суверенных государств, преследующих самостоятельные геополитические и экономические цели, нарушена экологическая безопасность при эксплуатации природных и сырьевых ресурсов Каспия и прикаспийского региона. Несогласованные действия суверенных государств могут привести и уже приводят к нанесению серьезного экологического ущерба Каспию в целом. Усугубляется экологическая обстановка в связи с загрязнением прибрежных вод и речных стоков канализационными и промышленными сбросами.

В целях повышения эффективности в борьбе с организованным браконьерством на территории Республики Дагестан необходимо четкое разграничение функций многочисленных природоохранных и правоохранительных органов и их структур в республике, чтобы каждая структура отвечала за свой конкретный участок работы. Существенную помощь в борьбе с браконьерством могут оказать правоохранительные органы на местах, органы прокуратуры и администрации прибрежных районов по выявлению лиц без определенного места жительства, рода деятельности, по проверке служебных помещений, баз отдыха, пунктов хранения рыбы, жилых и временных помещений, установленных на побережье Каспийского моря и по берегам рек.

Продолжают иметь место факты самовольного захвата прибрежных земель и самовольной застройки. Так, например, севернее г. Махачкалы в районе "Черные камни" перед строящейся Республиканской больницей в 1-й санитарно-охранной зоне на самовольно захваченной территории начато строительство индивидуальных домов отдыха. Принимаемые Минстроем России меры по предотвращению самовольной застройки указанной территории не дают положительного результата. Администрациями прибрежных районов и городов, в нарушение действующего порядка, продолжается практика выделения земельных участков в рекреационной зоне побережья.

Продолжается незаконное изъятие песчаного материала в прибрежной рекреационной зоне.

В целях улучшения санитарно-гигиенического состояния санаторно-курортных учреждений и баз отдыха, расположенных на побережье Каспийского моря считаем необходимым выполнение следующих мероприятий:

установление границ и режима округа санитарной зоны вдоль побережья Каспийского моря;

благоустройство и озеленение территорий, в том числе п яжных зон;

приобретение водоочистных устройств для обеспечения отдыхающих водой гарантированного качества и в достаточном количестве;

решение вопросов очистки, обеззараживания и сброса сточных вод, путем приобретения и оборудования локальных установок очистки канализационных стоков;

проведение капитального ремонта жилых и производственных помещений;

приведение в надлежащее санитарно-техническое состояние пищеблоков и обеспечение их необходимым технологическим и холодильным оборудованием;

обеспечение жилых корпусов твердым и мягким инвентарем.

Наиболее актуальной проблемой отраслевой рыбохозяйственной науки в регионе является отсутствие собственного флота у Дагестанского филиала КаспНИРХ, что сдерживает проведение не только самостоятельных морских научных экспедиций, но и рыбопоисковых и рыборазведочных работ. Как следствие, во многом из-за этого, промысловики Дагестана на протяжении последних десятилетий не осваивают ОДУ по морским сельдям, обыкновенной кильке и кефалям. Для решения этого вопроса необходимо оснастить институт научно-исследовательским судном, что позволит оперативно и комплексно решать поставленные задачи.

 

Региональные и местные СМИ, которые освещают морскую тематику

Морскую тематику в Республике Дагестан освещают журналы "Рыбное хозяйство", "Морской транспорт" и газета "Рыбацкие новости" Государственной администрации Махачкалинского морского рыбного порта и газета "Фарватер" ФГУП "Махачкалинский морской торговый порт" и другие республиканские СМИ.

 

Перечень учреждений отдыха, здравниц и промышленных предприятий на дагестанском побережье Каспийского моря

 

Наименование:

Республиканский Детский оздоровительно-образовательный центр

ГУ Молодежный лагерь "Золотые пески"

ЗАО Турбаза "Чайка"

ЗАО Турбаза "Дербент"

Оздоровительный лагерь "Полет"

Санаторий "Каякент"

Оздоровительный лагерь "Энергетик"

База отдыха

Дом отдыха (недостроенный объект)

Турбаза "Рубас"

Спортивно-оздоровительный лагерь "Дружба"

База отдыха ФГУП Северо-Кавказская железная дорога, махачкалинское отделение-филиал

Пансионат "Наука"

Профилакторий санаторий ОАО "Дагдизель"

Санаторий ОАО "Дагэнерго"

Б/О "Центральный банк России"

Оздоровительный лагерь "Юность"

Детский -оздоровительный лагерь "Берег"

Детский-оздоровительный лагерь "Связист"

Зона отдыха "Волны Каспия"

Санаторий "Каспий"

База отдыха и полигон "Солнце"

База отдыха

Детский -оздоровительный лагерь "Якорь"

РКК "Порт-Петровск"

ОАО "Коптильно- маринадный комбинат"

ОАО "Махачкалинский мясокомбинат"

ОАО "Радиоэлемент"

Махачкалинская ТЭЦ

ОАО Завод железобетонных конструкций (ЖБК-2)

Международный морской торговый порт

Махачкалинское отделение Северо-Кавказской железной дороги

ОАО Жиромучной завод

ОАО "Дагюгстрой"

АО ПК "Дагестанский комбинат строительных материалов"

АО Судоремонтный завод

АО Нефтебаза

АО Морской рыбный порт

Военно-морская база

АО Бондарный завод

АО "Дагдизель"

Каспийская ТЭЦ

ПКБ "Волна"

Погранзастава

Махачкалинские очистные сооружения канализации

Песчаный карьер

АО "ДагЗЭТО"

Погранзастава

Очистные сооружения канализации

Очистные сооружения канализации

АО Мясокомбинат

 


[1] Постановление Правительства Российской Федерации от 15.07.1999 года №826.

| Общие сведения | События | Ссылки | Новости | WAP | PDA |
Официальный сайт Морской Коллегии при Правительстве Российской Федерации. Создан в рамках ФЦП "«Электронная Россия» 2002-2010 гг."
return_links(); ?>