Главная Обратная связь Карта портала
   02 Февраля, Среда

Искать в разделе Найти
Расширенный поиск
Общие сведения Нормативные правовые акты Морская деятельность Безопасность морской деятельности
Информация о морской среде Международное морское право Приморские регионы России Общественные организации
Атлантическое направление
Арктическое направление
Тихоокеанское направление
Каспийское направление
Мурманская область
Республика Карелия
Архангельская область
Ненецкий автономный округ
Ямало-Ненецкий автономный округ
Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ
Республика Саха (Якутия)

Мурманская область
Версия для печати

Особенности Мурманской области, связанные с ее приморским положением
 

Мурманская область по праву считается северными воротами России, и ее географическое положение в значительной степени предопределило историческую судьбу. Смелые и решительные люди, живущие в Заполярном крае, невзирая на природные трудности, осваивают богатейшие минеральные ресурсы недр Кольского полуострова и омывающих его морей.

Мурманская область расположена на северо-западе европейской части России. Почти вся территория лежит за северным Полярным кругом и располагается на Кольском полуострове. На юго-западе область граничит с Республикой Карелия, а на западе - с Норвегией и Финляндией. Площадь области - 144,9 тыс. кв. км. Наибольшая протяженность с запада на восток около 550 километров, с севера на юг 400 километров. Северные берега области омываются Баренцевым морем, а восточные и южные Белым морем.

Климат Мурманской области арктически-умеренный, морской, на него оказывает влияние ветвь теплого течения Гольфстрим.

Уникальное местонахождение в относительной близости к промышленно развитым регионам России, возможность круглогодичной навигации с прямыми выходами на международные морские торговые пути, важное геополитическое положение в сочетании с уникальной по составу и запасам минерально-сырьевой и рыбопромысловой базой обусловили формирование на территории области крупного индустриального комплекса.

Мурманская область была образована 28 мая 1938 года. В области - 16 городов, 5 районов, 16 поселков городского типа, 15 сельских администраций (округов), постоянное население составляет около 900 тысяч человек.

Город Мурманск - административный, промышленный, культурный и научный центр Мурманской области.

Приморские города: Мурманск, Североморск, Кандалакша являются портовыми городами, а также ряд городов - используются базами Северного флота.

 

Общие характеристики морской деятельности

 

Сводные данные

Регион располагает разнообразными природными ресурсами. В недрах Кольского полуострова уже открыто более 60 крупных месторождений различных видов минерального сырья. В настоящее время добывается почти три десятка видов полезных ископаемых, наибольшую ценность из которых имеют руды фосфора, титана, железа, алюминия, меди, никеля, циркония и других редких металлов.

В сфере материального производства 90% прибавочного продукта создается промышленными предприятиями. Основу промышленности составляет горнопромышленный комплекс, в состав которого входят предприятия горно-химической промышленности, цветной, черной металлургии, промышленности строительных материалов; рыбопромышленный комплекс; энергетика и транспорт.

По улову рыбы Мурманская область занимает четвертое место среди регионов России.

На шельфе Баренцева моря открыты богатые залежи нефти и газа, в числе которых получившее мировую известность Штокмановское газоконденсатное месторождение с запасами более 3,0 трлн. м3 газа. Освоение этого уникального месторождения в перспективе позволит удовлетворить потребности в газе всего Северо-Запада России на многие годы.

Хорошо развитая транспортная инфраструктура позволила сделать Мурман важным районом торговых связей России.

В регионе функционируют морские торговые порты: Мурманский и Кандалакшский. Мурманский морской торговый порт является единственным незамерзающим портом на Севере России. Он является базовым по обеспечению перевозки грузов в районы Крайнего Севера, Арктики и дальнего зарубежья. В порту реализуется программа модернизации производственных мощностей, завершение дноуглубительных работ позволяет обрабатывать суда дедвейтом более 200 тыс. тонн. В Кандалакшском морском торговом порту вводятся новые мощности, возрастают объемы грузопереработки.

В Мурманске базируется единственный в мире атомный ледокольный флот, благодаря которому навигация в Арктике стала круглогодичной. В новом тысячелетии значение Северного морского пути в экономическом развитии связано с перспективным освоением природных ресурсов Арктики, запасы которых по прогнозным оценкам уже в XXI веке станут основной сырьевой базой планеты. Северный морской путь может стать одним из важнейших путей выгодного перемещения грузов между Европой и Азией, так как протяженность морской трассы через Северный Ледовитый океан составит 6600 миль, что почти вдвое меньше ныне действующего маршрута через Суэцкий канал.

Основу экспорта составляют цветные металлы, апатитовый концентрат, рыбная продукция.

 
Морская деятельность предприятий
рыбохозяйственного комплекса Мурманской области

Рыбная промышленность является одной из традиционных отраслей специализации Мурманской области. Доля рыбной отрасли в структуре объемов промышленного производства региона составляет в среднем 12-15%.

Исполнительным органом государственной власти Мурманской области, осуществляющим функции по выработке и реализации региональной государственной политики является Департамент продовольствия, рыбного и сельского хозяйства Мурманской области.

Департамент осуществляет межотраслевую координацию предприятий всех форм собственности рыбохозяйственного комплекса на территории Мурманской области.

Учитывая большой потенциал прибрежного промысла, на основании распоряжения Губернатора Мурманской области в 2004 году Департаментом разработана, а Правительством Мурманской области утверждена региональная целевая программа "Развитие прибрежного рыболовства, аквакультуры и рыболовства во внутренних водоемах Мурманской области на 2004-2008 годы". Ее целью является формирование устойчивого развития прибрежного рыбохозяйственного комплекса, аквакультуры и рыболовства во внутренних водоемах Мурманской области, решения социальных задач населения в условиях рыночных отношений, а также насыщения внутреннего рынка области рыбными товарами собственного производства.

Представители региона участвовали во всех значимых мероприятиях на федеральном уровне, касающихся проблем рыбной отрасли, а также во всех международных комиссиях в качестве членов российской делегации (с Норвегией, Гренландией, Исландией, Марокко, Мавританией, Фарерскими островами).

Рыбопромышленный комплекс области представлен более чем 170 рыбодобывающими и рыбоперерабатывающими предприятиями, в которых занято более 15 тысяч человек.

В настоящее время морским и океаническим промыслом занимаются 102 предприятия.

Прибрежным рыболовством в Баренцевом море занимается 54 организации и индивидуальных предпринимателя.

Добычей водных биоресурсов бассейна Белого моря занимались 50 организаций и индивидуальных предпринимателей.

По состоянию на 01 января 2005 года в Мурманской области зарегистрировано 5 объединений рыбодобывающих предприятий (Союз рыбохозяйственных организаций "Консорциум Мурманский траловый флот", НО СРП "Мурманрыбпром", НО "Союз рыбопромышленников Севера", Мурманский областной союз рыболовецких колхозов, НО "Ассоциация прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурмана") в которые входят свыше 70 компаний. Лидирующее положение в рыбодобывающем секторе занимает 21 компания, обеспечивающие более 60% добычи,

26 предприятий рыбоперерабатывающего комплекса координируют свою деятельность через некоммерческий союз "Мурманский рыбоперерабатывающий комплекс"

Некоммерческое партнерство "Союз судоремонтных предприятий" объединяет в своих рядах 10 организаций занимающихся судоремонтом.

В 2005 году предприятиями Мурманской области будет получено 423,006 тыс. тонн квотируемых водных биоресурсов, (в 2004 - 423,926 тыс. тонн). Фактический вылов за 2004 год, согласно предварительным статистическим данным, составил 528,1 тыс. тонн.

В настоящее время всем рыбодобывающим организациям Мурманской области, наделявшимся квотами в последние 3 года (2001-2003 годы), определены доли (квоты) на 5-летний период. В начале декабря 2004 года состоялись аукционные торги по продаже квот (долей) на добычу камчатского краба в Баренцевом море. Доли приобретались на пятилетний срок.

В результате, уже с 01 января квотопользователи смогли приступить к освоению объемов 2005 года.

В 2004 году возобновлен промысел в рыболовной зоне Королевства Марокко, квота Мурманской области составила 40000 тонн ставриды, скумбрии и сардинеллы. Она полностью освоена ОАО "Мурманский траловый флот", что позволило снизить потери от моратория на промысел мойвы в Баренцевом море. В 2005 году объем выделенных ресурсов сохранился на прежнем уровне.

С 2004 года впервые для пользователей Мурманской области было выделено значительно больше квот для прибрежного рыболовства в Баренцевом море: 9996 тонн трески и 2000 тонн пикши, что по треске в 10 раз больше по сравнению с 2003 годом (квота трески - 1000 тонн), а по пикше в 25 раз больше по сравнению с 2003 годом (квота пикши - 500 тонн).

За 2004 год вылов трески в прибрежной зоне Баренцева моря составил 6 528,2 тонн, пикши 1 560,3 тонн.

В 2005 году пользователям Мурманской области выделены прибрежные квоты: 10094 тонн трески и 2500 тонн пикши.

В 2004 году введены прибрежные квоты на биоресурсы, которые при промысле трески и пикши идут в прилове. Это - сайда, зубатка синяя, пятнистая и полосатая, морской окунь-клювач, окунь золотистый, звездчатый скат. Общий годовой объем квот данных биоресурсов - 460,9 тонн, фактически выловлено - 232 тонн.

Кроме того, стали квотироваться нетрадиционные и малоиспользуемые гидробионты: камбала морская, камбала - ерш, камбала - лиманда, пинагор, песчанка европейская, шримс медвежонок, эвфаузиды, прочие двустворчатые моллюски, морской еж зеленый, серрипес, морской гребешок и кукумария. Общая квота указанных объектов промысла составляет 10024 тонн. Освоено за год лишь 548,5 тонн.

Выделенный в 2004 году Мурманской области объем прибрежной квоты камчатского краба составил 266,35 тонн. Реализованная через аукцион прибрежная квота краба в объеме 160 тонн освоена на 67% (106,9 тонн). Низкий процент освоения этой квоты связан с тем, что аукцион был проведен только в декабре 2004 года и у предприятий не осталось времени на вылов этого ценного гидробионта.

В 2005 году выделена прибрежная квота камчатского краба для предприятий Мурманской области в размере 900 тонн.

Водные биологические ресурсы в бассейне Белого моря осваиваются неудовлетворительно. Остались полностью нереализованными: гренландский тюлень (7900 гол.), кольчатая нерпа (50 гол.), фукусы (300 тонн). Семги освоено лишь 30,4 тонн. Беломорской сельди выловлено 86,8 тонн, при квоте 260,8 тонн.

В настоящее время суда предприятий Мурманской области ведут промышленный лов рыбы в Баренцевом, Норвежском морях, в рыболовной зоне Фарерских островов, районах НАФО и НЕАФК, в рыболовной зоне о. Шпицберген, в зоне Мавритании и Марокко.

За 2004 год выработано (по данным статистики) предприятиями рыбохозяйственного комплекса Мурманской области товарной пищевой продукции, включая консервы, 422,7 тыс. тонн. Это ниже уровня 2003 года (456,3 тыс. тонн) на 7,4%. В действующих ценах данные показатели соответственно равны 11072,7 млн. рублей (в 2004 году) и 7924,3 млн. рублей (в 2003 году), то есть показатель 2004 года в 1,397 раза выше 2003 года.

По данным, полученным непосредственно от предприятий, общий объем товарной продукции рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих предприятий составил в 2004 году 461,3 тыс. тонн (на сумму 12 248,6 млн. рублей - 98,2%), в том числе пищевой рыбопродукции, включая консервы, 448,5 тыс. тонн (на сумму 11908,9 млн. рублей).

На экспорт рыбодобывающими предприятиями поставлено в минувшем году 189,7 тыс. тонн пищевой рыбопродукции, предприятиями береговой рыбопереработки - 5,0 тыс. тонн.

Выпуск консервов и пресервов составил 34,1 тыс. туб.

Увеличение товарной пищевой продукции в денежном выражении объясняется тем, что вместо дешевых видов рыб (мойва, сайка) рыбодобывающими предприятиями облавливались более дорогие объекты промысла - путассу, ставрида, скумбрия и камчатский краб и др.

Несмотря на снижение общего объема вылова и производства пищевой продукции, предприятия рыбной отрасли Мурманской области значительно увеличили налоговые платежи в бюджеты всех уровней. За прошедший год уплачено 1179,5 млн. рублей налоговых платежей, против 364,7 млн. рублей в 2003 году. Данный результат явился следствием отмены аукционов на продажу квот водных биоресурсов и вступления в силу платности за пользование водными биоресурсами.

 

Портовые города, приморские поселки и населенные пункты
 

Город Мурманск
Общая характеристика морской деятельности города Мурманска. Структура деятельности, состав участников

Морская деятельность города Мурманска осуществляется предприятиями морского транспорта и рыбодобывающей отрасли промышленности. Ведущими представителями в сфере морского транспорта являются Открытое акционерное общество "Мурманский морской торговый порт", Федеральное государственное унитарное предприятие "Мурманский морской рыбный порт", Открытое акционерное общество "Мурманское морское пароходство", в рыбодобывающей отрасли - Союз рыбохозяйственных организаций "Консорциум Мурманский траловый флот", объединяющий 6 предприятий, НО "Союз рыбопромышленников Севера", объединяющее 64 малых предприятия, НО "Ассоциация рыбопромышленников".

 

Ресурсная и грузовая база

В структуре грузов, перерабатываемых ОАО "Мурманский морской торговый порт" преобладают угли, доля которых по итогам 2004 года составила 68%, около 20% приходится на апатитовый концентрат, остальную часть составляют минеральные удобрения, железорудный концентрат и другие грузы. 98% общего грузооборота предприятия составляют экспортно-импортные грузы.

Основным видом грузов перерабатываемых ФГУП "Мурманский морской рыбный порт" являются нефтепродукты, доля которых в общем грузообороте в 2004 году составила более 90% увеличившись с 67% в 2003 году, доля рыбопродукции сократилась с 30% в 2003 году до 7% в 2004 году.

ОАО "Мурманское морское пароходство" специализируется на морских перевозках углеводородного сырья танкерным флотом, также осуществляет завоз в районы Крайнего Севера. Более половины грузов составляют экспортно-импортные, остальные относятся к каботажному плаванию.

Основным сырьевым ресурсом для мурманских рыбодобывающих предприятий являются водные биологические ресурсы Баренцева и Норвежского морей, а также отдаленные зоны открытой части океана.

Из водных биоресурсов Баренцева моря главными объектами промысла остаются донные породы рыб - треска и пикша, квоты на которые в 2004 году составляли 128,5 тыс. тонн для трески и 35,4 для пикши. Часть квоты на треску и пикшу, в объеме 11 тыс. тонн, приходиться на прибрежную зону. Начиная с 2004 года разрешен промысел камчатского краба. За 12-мильной зоной мурманские рыбодобытчики получили промышленную квоту - в 450 тонн, это 150 тыс. особей. В прибрежной зоне квота составила 266 тонн, для любительского рыболовства - 15 тонн.

В Норвежском море, основным объектом промысла являются пелагические породы рыб - сельдь атлантическая, квоты на вылов которой в среднем составляют около 45 тыс. тонн, и путассу - около 100 тыс. тонн.

 

Основные виды производимой продукции

В связи с тем, что добываемые мурманскими промысловиками донные породы рыб являются наиболее ценными, а применяемые на рыбодобывающем флоте современные технологии добычи и обработки рыбы позволяют сохранить качество рыбопродукции, она высоко ценится на мировом рынке. Более 50% улова подлежит экспорту, остальное идет на внутренний рынок, на котором главными потребителями рыбы остаются Санкт-Петербург и Москва. Более 80% производимой продукции составляет рыба мороженная, около 10% приходится на сельдь всех видов обработки, почти 3% на филе мороженное, остальное на соленую, копченую рыбу, морепродукты, консервы, полуфабрикаты и другое.

В 2004 году только крупными и средними предприятиями города было выловлено 336 тыс. тонн рыбы и морепродуктов и произведено товарной рыбной продукции в объеме 283,6 тыс. тонн на сумму 6959,1 млн. руб. Рыбная промышленность по-прежнему является ведущей отраслью промышленности города, ее доля в общем объеме промышленного производства стабильно составляет более 60%.

 

Капитальные вложения и инвестиционные проекты

В настоящее время инвестиции в рыбодобывающей промышленности направлены главным образом не на создание новых мощностей, а на техническое перевооружение и модернизацию судов рыбодобывающего флота в целях увеличения производительности судов по промышленной заморозке рыбной продукции. В 2003 году инвестиции в основной капитал крупных и средних организаций рыбной промышленности в фактически действовавших ценах составили 257,8 млн. руб.

В сфере морского транспорта с увеличением переработки угольных и нефтяных грузов, растет объем, капиталовложений, направленных на модернизацию уже существующих основных фондов, а также создание новых мощностей. В Комплексной программе социально-экономического развития города Мурманска до 2008 года предусмотрен ряд проектов, направленных на реконструкцию перегрузочных комплексов, и строительство новых угольных и нефтяных терминалов общей стоимостью 2,848 млрд. руб., из них 538 млн. руб. уже инвестировано в 2004 году. В 2003 году доля инвестиций в морской транспорт составила около 38,5% (1920,95 млн. руб.) от общей суммы инвестиций по городу (4998,7 млн. руб.). Подготовка кадров для флота и портов

 

Трудовые ресурсы

Численность трудовых ресурсов города в 2004 году по оценочным данным составила 241,4 тыс. человек, в рыбной промышленности заняты более 15,5 тыс. работников, в сфере морского транспорта около 8 тыс. чел. Наращивание мощностей Мурманского порта, перспективы разработки нефте- и газосодержащих месторождений на шельфе северных морей, а также необходимость развития потенциала рыбной промышленности требует наличия высококвалифицированных специализированных кадров. Сегодня в Мурманске подготовкой специалистов морских специальностей для флота и портов занимаются Мурманский Государственный Технический Университет и Мурманский морской рыбопромышленный колледж имени И.И. Месяцева. Квалификационный состав специалистов по бурению, нефтегазовому делу наряду с МГТУ обеспечивает Школа профессионального технического образования ФГУП "Арктикморнефтегазразведка".

 

Данные о наличии в городе учреждений, связанных с обеспечением морской деятельности

Город Мурманск располагает крупным научно-исследовательским потенциалом. Здесь расположены Морской биологический и Полярный геофизический институты Кольского научного центра Российской Академии наук, ФГУП НИИ "Моргеофизика". Полярный научно-исследовательский институт морского рыбного хозяйства и океанографии имени Н.М. Книповича (ПИНРО). Главная цель исследований научного коллектива ПИНРО - разработка биологических основ рационального рыболовства, обеспечение рыбодобывающих организаций научно обоснованными прогнозами состояния сырьевой базы и условий промысла рыб и беспозвоночных. Контролем за морской деятельностью и ее влиянием на состояние экосистемы в целях предотвращения аварий занимаются Мурманское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (УГМС) и Мурманская бассейновая аварийно-спасательная служба.

Помимо научных и образовательных учреждений города обеспечением морской деятельности заняты предприятия судоремонтной промышленности: ОАО "Мурманская судоверфь-СДП", ОАО "Мурманский судоремонтный завод морского флота", ФГУП "35-й судоремонтный завод", ГП Мурманский морской завод "Севморпуть". НО "Союз судоремонтных предприятий". Большую роль в деятельности Мурманского порта играет Октябрьская железная дорога, являясь наряду с морским транспортом неотъемлемой частью единой транспортной схемы.

 

Сведения о каботажном плавании

Ведущую роль в обеспечении жизнедеятельности районов Крайнего Севера и приравненных к ним областям с ограниченными сроками завоза продукции играет ОАО "Мурманское морское пароходство", осуществляющее в круглогодичном режиме транспортные перевозки по Северному морскому пути и доставку грузов согласно поступающим от заказчиков заявкам. В 2004 году на фоне общего сокращения отправленных грузов каботажным плаванием до 82,9% объем перевозок грузов в районы Крайнего Севера увеличился на 38,3% и составил 365 тыс. тонн.

 

Защита и сохранение морской среды

Усиление негативного влияния на состояние окружающей среды в результате промышленного развития, в том числе прибрежных мощностей, высокой концентрации "грязных" грузов на территории города вдоль побережья Кольского залива требует соблюдения мер экологической безопасности и проведения мероприятий по предотвращению вредного воздействия на природу и здоровье человека. В рамках решения данной задачи в Комплексной программе социально-экономического развития города Мурманска до 2008 года предусмотрены проекты, направленные на улучшение экологической обстановки в городе и акватории Кольского залива. Проведение намечаемых технологических и специальных природоохранных мероприятий предусматривает ввод в действие дополнительных очистных сооружений, модернизацию флота и транспортной инфраструктуры порта в соответствии с современным требованиям охраны окружающей среды, норм пожарной и санитарной безопасности объектов. Положительное влияние на городскую среду окажет разделение в будущем грузопотоков путем переноса части грузов на противоположную Мурманску сторону Кольского залива, в результате чего в городе останутся только контейнерные и генеральные грузы, а наливные, насыпные и так называемые грязные грузы окажутся на западном берегу Кольского залива.

 

Актуальные проблемы развития морской деятельности

Актуальной проблемой развития морской деятельности в городе Мурманске остается возврат российских рыболовецких судов в мурманский порт. Однако, данная проблема не разрешима на местном уровне, предпринятые в этом направлении попытки местных органов власти улучшить ситуацию, к сожалению, не возымели положительного эффекта. Это связано с макроэкономической ситуацией в стране, при которой отечественным судам по-прежнему выгоднее сдавать рыбопродукцию в порты других государств, либо в ближайшем к центру России порту Санкт-Петербург.

Увеличение нагрузки на экосистему города вследствие стремительного роста транспортировки нефтепродуктов вызывает опасность истощения основного сырьевого ресурса местной промышленности - водных биоресурсов, а в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств грозит экологической катастрофой для всего региона. Для контроля экологической ситуации в городе требуется технологическое и техническое оснащение систем по предотвращению аварийных ситуаций и ликвидации их последствий, по мониторингу состояния окружающей среды, изучению влияния промышленной деятельности на состояние рыбных запасов, а также нормативно-законодательная база, ориентированная, на северные, крайне специфические условия добычи нефти и газа, регулирующая вопросы участия организаций, занятых добычей и перевозкой углеводородного сырья в мероприятиях по созданию объектов систем безопасности мореплавания на уровне последних технических достижений и вводу в действие дополнительных очистных сооружений для очистки нефтесодержащих вод.

 

Местные СМИ, освещающие морскую тематику

Информацию по развитию морской деятельности в городе Мурманске можно получить в следующих местных СМИ, освещающих рыбную промышленность: газета "Рыбная столица", журнал и газета "Мурманские рыбные ресурсы", Региональный информационный центр "Мурманские рыбные ресурсы" www.murfish.ru и печатный справочник "Мурманские рыбные ресурсы", Информационный центр "Рыбный бизнес Северо-Запада" www.fishnw.ru, справочник "Рыбные ресурсы" www.fishres.ru.

 

ОАО "Мурманское морское пароходство"

ОАО "Мурманское морское пароходство" было основано в 1939 году как специализированное на Арктических перевозках предприятие. С 1993 года Мурманское морское пароходство преобразовано в акционерное общество открытого типа, владеющее собственными транспортными судами и оперирующее уникальным в мире ледокольным флотом, находящимся в федеральной собственности. ОАО "ММП" является сегодня ведущей судоходной компанией, обеспечивающей круглогодичные транспортные операции на Северном морском пути. ОАО "Мурманское морское пароходство" - первая в России компания, удостоенная Сертификата соответствия Международному Кодексу по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения. В числе первых Мурманское морское пароходство также было удостоено Сертификата соответствия системы качества.

 

Общие характеристики морской деятельности

Основными видами деятельности ОАО "Мурманское морское пароходство" являются морские перевозки генеральных грузов и пассажиров, морские перевозки углеводородного сырья, ледокольная проводка судов по трассе Северного морского пути в труднодоступные пункты для других видов транспорта арктического побережья и островов.

 

Флот

Транспортный флот. В составе ОАО "ММП" работает 35 транспортных судов собственного флота, общим дедвейтом 585,7 тыс. тонн.

В бербоут-чартере работают 2 танкера общим дедвейтом 39,6 тыс. тонн.

Контролируемый флот. В дочерних компаниях пароходства работает 12 судов, общим дедвейтом 291 тыс. тонн.

Ледокольный флот. По договору доверительного управления ОАО "ММП" оперирует ледокольным флотом в составе 17 судов, в том числе 10 ледоколов суммарной мощностью 413400 кВт, 6 вспомогательных судов атомно-технологического обслуживания и транспортное судно - атомный лихтеровоз "Севморпуть" дедвейтом 33,0 тыс. тонн. Восемь ледоколов имеют ядерные энергетические установки суммарной мощностью 381000 квт и 2 ледокола - дизель-электрические установки мощностью 32400 кВт.

 

Защита и сохранение морской среды

ОАО ММП несет ответственность за безопасную эксплуатацию атомного флота и осуществляет постоянный контроль за организацией службы на нем. Для осуществления радиационного контроля на судах с ЯЭУ и АТО установлены автоматизированные комплексы радиационного контроля (РК). Система РК позволяет вести непрерывный контроль по 100 каналам и передавать информацию в аналоговом или цифровом виде на центральный пульт. Ядерная и радиационная безопасность эксплуатации судов с ЯЭУ и АТО обеспечивается не только комплексом специальных систем и оборудования, но также комплексом организационно-технических мер. Указанный комплекс мер позволяет экипажу, специалистам УАФ и заинтересованным организациям проводить сравнительный анализ технического состояния и работоспособности систем, важных для безопасности, и делать соответствующие выводы о безопасности АППУ.

Контроль над деятельностью атомного флота так же осуществляют: Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России), Департамент санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения Российской Федерации, МАГАТЭ (International Atomic Energy Agency).

Пароходство регулярно проводит учения по ликвидации разливов нефти с подготовкой квалифицированного персонала. Работая с нефтепродуктами, Компания заключила договор с СевПИНРО (филиал Полярного научно-исследовательского института морского рыбного хозяйства и океанографии) по охране флоры и фауны Печорского моря и контракт с АМИГЭ (Арктическая морская инженерно-геологическая экспедиция) по экологическому мониторингу. Происходит постоянное наблюдение и инженерно-экологический мониторинг за природными условиями, уровнем фонового загрязнения окружающей среды в районе расположения ПЛЕМа и трассе движения танкеров. Организован систематический контроль и поддержка высокого технического состояния узлов систем погрузки, трубопроводов, герметичности фланцевых соединений.

 

Актуальные проблемы развития морской деятельности

Создание благоприятного финансового режима.

Для решения вопросов по возрождению Российского флота необходимо следующее:

- Центробанку на вышеуказанный период 2005-2015 годов производить выдачу льготных кредитов компаниям на строительство новых судов, как на иностранных, так и на российских верфях;

- освободить от налогообложения на 3 года все вновь построенные суда после 01.01.2005 года;

- внести изменения в 21 Главу Налогового кодекса:

1) Вычеты суммы НДС, уплаченного поставщикам и подрядным организациям при покупке на территории Российской Федерации оборудования и комплектующих для установки на судах при проведении капитального строительства судов на отечественных верфях, производить с момента покупки этого оборудования и комплектующих, а не по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства (ст. 172).

2) Освободить от обложения НДС оборудование и комплектующие, закупаемые за границей для установки на судах при капитальном строительстве судов на отечественных верфях (ст. 150).

3) Освободить от обложения НДС реализацию услуг по проводке судов (потонный сбор) на трассах Северного морского пути (ст. 149).

 

Развитие ледокольного флота.

Основными задачами развития ледокольного флота являются:

- проведение работ по продлению ресурса реакторных установок атомных ледоколов;

- ввод в строй в 2005-2006 годах а/л "50 лет Победы" мощностью 55,2 МВт;

- осуществление капитального ремонта атомохода "Сибирь";

- разработка технического задания (начало - не позднее 2005 года) и выполнение проектных и научно-исследовательских работ по созданию дизельных и атомных ледоколов нового поколения с разработкой эскизных проектов;

- разработка концепции и проекта утилизации ледокола "Арктика" после вывода его из эксплуатации.

Формирование благоприятного таможенного режима. Правительству Российской Федерации необходимо принять решение об освобождении предприятий морского и речного транспорта от таможенных пошлин на импорт морских и речных судов, оборудования и сменно-запасных частей.

Необходимо принять федеральный закон "О Российском международном реестре судов".

 

Подготовка морских кадров и закрепление моряков в интересах российского флота.

В целях поддержания подготовки кадров на высоком профессиональном уровне необходимо следующее:

1. Выпускники высших и средних морских заведений, обучающиеся за счет бюджета, обязаны по распределению отработать не менее 3-х лет в Российских компаниях или же выплатить учебному заведению понесенные на его обучение затраты.

2. Морские компании и учебные заведения должны работать по договорам и соответствующим планам подготовки кадров для своего флота.

3. Для сохранения кадрового состава флота и во избежание оттока опытных кадров морских профессий - необходимо изменить порядок обложения заработной платы кадрового состава флота единым социальным налогом (ЕСН). Нынешний размер ЕСН не позволяет поддерживать заработную плату кадрового состава флота на конкурентном уровне, и, как следствие, кадры уходят в иностранные компании, где более высокие заработки.

 

Обеспечение морской безопасности.

В период 2005-2010 годов запланировать и восстановить в районах Арктики, на трассах СМП, в других наиболее опасных в навигационном отношении районах систему навигационного обеспечения безопасности мореплавания, в том числе, систему дифференциальных поправок для GPS для определения точного местоположения судна.

Обеспечить быстрое (2005 год) обновление основополагающих морских нормативных документов, таких как Устав службы, КТМ, НБЖС, ПРАС-90 и т.п., с тем, чтобы они соответствовали уровню современности.

Подготовить и издать в 2005 году перечень всех действующих на морском транспорте РД и других нормативно-правовых документов и перечень документов утративших силу.

Издать в 2005 году сборник(и) организационно-распорядительных действующих документов (или их основных извлечений из документов) и материалов по безопасности мореплавания.

 

ФГУП "Мурманский морской рыбный порт"

Федеральное государственное унитарное предприятие "Мурманский морской рыбный порт" - крупнейшее государственное предприятие рыбной промышленности России. Форма собственности - федеральная. Предприятие было образовано на основании Приказа от 3 июня 1934 года Госрыбпромтреста.

Мурманский морской рыбный порт расположен на восточном берегу южного колена Кольского залива. Он работает в режиме круглогодичной навигации.

В Мурманском морском рыбном порту зарегистрированы рыбодобывающие суда предприятий Мурманской области, а также Республики Карелия, Архангельской области и Ненецкого автономного округа.

В ведении государственной администрации Мурманского морского рыбного порта находятся портопункты Архангельск, Териберка, Ура-Губа, Беломорск.

При увеличении общего грузооборота в 2004 году, в сравнении с предыдущим годом, до 208%, грузооборот рыбной продукции снизился до 51%.

Основными функциями порта являются:

- производство основных и вспомогательных работ при обслуживании судов и береговых предприятий;

- предоставление причалов, складских емкостей и холодильников для хранения рыбопродукции и других грузов;

- переработка и хранение нефтепродуктов, заправка топливом через АЗС порта;

- оказание услуг судами портового флота;

- обеспечение паром, водой, электроэнергией, телефонной связью;

- ремонт штурманских приборов, обеспечение судов навигационными изданиями;

- услуги морской пожарно-технической службы, услуги бассейновой санитарно-промышленной службы;

- оказание услуг автотранспорта, предоставление механизмов, оказание услуг на подъездных железнодорожных путях порта.

 

Для выполнения работ, связанных с комплексным обслуживанием флотов рыбной промышленности, обеспечением непрерывности потоков перевозок грузов, а также своевременной перевалки нефтепродуктов, порт располагает комплексом гидротехнических и инженерных сооружений, полной системой сетей энерго-тепло-водоснабжения, причалами с подъездными и подкрановыми путями, складами, холодильниками, парком большой и малой механизации для производства ППР, емкостями для хранения жидких нефтепродуктов, автозаправочными станциями, сетью железнодорожных путей в комплексе с собственной приемоотправочной станцией Новорыбная, которая позволяет осуществлять прием железнодорожных составов и комплектование по роду вагонов, маневрирование, их подачу и уборку к фронту производства погрузо-разгрузочных работ.

Мурманский морской рыбный порт занимает территорию в 160 гектаров, общая протяженность причального фронта превышает 4.7 километра, длина железнодорожных путей - 30 километров, подкрановых - 3 километра.

Причалы № 0 - 36 составляют первый грузовой район, причалы № 37 -45 - второй, пять причалов -третий, а также имеется нефтепирс и два причала на базе газации.

Порт располагает открытыми складскими площадками общей площадью 2200 м2, расположенными во втором грузовом районе, а так же складами общей площадью 8885 м2, которые расположены в первом, втором, третьем районах порта, а так же в нефтеперегрузочном комплексе порта.

Порт располагает холодильником объемом 16 тыс. тонн единовременного хранения рыбопродукции. Крытые склады позволяют принимать на хранение до 4 тысяч тонн грузов. Емкости для хранения нефтепродуктов: 10 емкостей для хранения дизельного топлива (общей вместимостью 30,4 тыс. тонн), 10 емкостей для хранения темных нефтепродуктов (общей вместимостью 40,9 тыс. тонн), 20 емкостей для хранения светлых нефтепродуктов (общей вместимостью 9,7 тыс. тонн), 15 емкостей для хранения масел (общей вместимостью 9,1 тыс. тонн). Емкости Автозаправочных станций: 11 резервуаров (общей вместимостью 179 тонн).

По состоянию на 1 января 2005 года 18 судов портового флота:

 

План производственного развития порта

Производственный план развития ФГУП "Мурманский морской рыбный порт" предусматривает следующие основные направления:

Создание свободной экономической зоны на территории ММРП

Развитие портопунктов в Мурманской области (Полярный, Североморск)

 

Показатели деятельности ФГУП "Мурманский морской рыбный порт"

 

Показатели

Ед. изм.

2003 год отчет

2004 год отчет

2004 год в % к 2003 году

Общий грузооборот, всего в том числе:

тыс. тонн

1144,5

2414,2

в 2,1 р. б.

рыбопродукция

тыс. тонн

347,3

179,2

51,6

нефтепродукты

тыс. тонн

774,9

2222,5

в 2,9 р. б.

Обработано судов

ед.

745

934

125,4

Обработано вагонов

ед.

12103

32893

в 2,7 р. б.

Численность работников

человек

1914

1990

104,0

В том числе докеров

человек

312

272

87,2

Балансовая стоимость основных фондов

млн. руб.

914,1

922,2

100,9

Процент износа основных фондов

%

66,3

67,2

101,4

 

Рыбоперерабатывающий комплекс Мурманской области

В настоящее время в Мурманской области более 40 действующих береговых рыбоперерабатывающих предприятий и производств (БРПП).

Всего, по данным 41 предприятия, за 2004 год БРПП было переработано около 38 000 тонн рыбного сырья (в 2003 году - 49 300 тонн), в том числе импортного около 5 000 тонн (в 2003 году - 5 373 тонн), что составило около 13,2% от общего количества сырья (в 2003 году - 10,9%).

Выпущено пищевой рыбопродукции БРПП около 30 000 тонн (в 2003 году - 39 475 тонн).

Реализация произведенной продукции по сравнению с 2003 годом уменьшится с 1388 млн. руб. до 1 200 млн. руб.

Увеличился экспорт (в основном - клипфиск) произведенной БРПП пищевой продукции: с 3 700 тонн до 5 000 тонн (на 35%).

Численность работающих в рыбодобыче и рыбопереработке составила в 2004 году 15,4 тыс. человек, в том числе плавсостава - 9,9 тыс. человек.

Средняя месячная заработная плата на 1 человека в рыбодобыче равнялась 11,8 тыс. рублей, в береговой рыбопереработке - 5,3 тыс. рублей.

 

Научные организации и профессиональные учебные заведения отрасли

В Мурманске сосредоточены основные научные организации и профессиональные учебные заведения отрасли.

Научным центром по изучению водных биологических ресурсов на Кольском полуострове по праву считается Полярный научно-исследовательский институт морского рыбного хозяйства и океанографии имени Н.М. Книповича (ПИНРО)

В состав высших и средних профессиональных учебных заведений работающих в Мурманской области входят: Мурманский государственный технический университет (МГТУ), Мурманский морской рыбопромышленный колледж им. И.И. Месяцева, Профессиональный лицей № 6.

Ремонт и техническое обслуживание судов флота проводят ряд судоремонтных предприятий.

Предприятие "Севгипрорыбфлот" разрабатывает судовую техническую документацию.

Контроль технического состояния судов осуществляет Мурманская инспекция Морского Регистра судоходства.

Активно развивается сеть компаний обеспечивающих агентирование судов в порту, обеспечение их материально-техническим снабжением.

 

Муниципальное образование ЗАТО - г. Североморск

Город Североморск - является главной базой Северного флота. Основан

 
Муниципальное образование ЗАТО - город Полярный

Муниципальное образование ЗАТО г. Полярный является базой Северного флота. С 1933 года и до окончания войны город Полярный был столицей Северного морского флота.

 

Муниципальное образование ЗАТО - город Островной

Закрытое административно-территориальное образование Островной Мурманской области расположен на побережье Баренцева моря вблизи Йоканьских островов и полуострова Святой Нос, в удалении 360 км от г. Мурманск и 430 км от г. Архангельск.

Сообщение с ЗАТО Островной осуществляется только морским путем, автомобильные и железные дороги отсутствуют. Средством доставки населения, продовольствия и других жизненно важных грузов является теплоход "Клавдия Еланская", арендуемый администрацией ЗАТО Островной у ОАО "Мурманское морское пароходство". Город состоит из двух микрорайонов, расположенных в 5 км друг от друга, и связанных регулярным внутригородским автобусным сообщением.

Населенные пункты, входящие в ЗАТО:

- город Островной,

- населенные пункты Дроздовка, Лумбовка, Святой Нос, Мыс - Черный, Маяк - Городецкий и Терско-Орловский Маяк.

Социально-экономическая обстановка в ЗАТО Островной за последние три года характеризуется как стабильная. Основными тенденциями остаются: сокращение объектов Минобороны, высвобождение значительного количества трудоспособного населения и как следствие сокращение численности населения города.

Остро стоит вопрос утилизации отработанного топлива АПЛ, жидких радиоактивных отходов.

Задолженность по пенсиям, пособиям, а также по заработной плате работникам бюджетной сферы отсутствует.

В настоящее время экономическую основу ЗАТО Островной составляют бюджетные организации, муниципальные унитарные предприятия, индивидуальные предприниматели, объекты Минобороны Российской Федерации и ОФ № 2 ФГУП "СевРАО" Росатом.

На территории ЗАТО Островной на базе муниципальной собственности, созданы и функционируют: Учреждение управление городского хозяйства, Центральная городская больница, учреждения системы образования и культуры (всего - 11), муниципальные унитарные предприятия (всего - 8).

Предприятия обрабатывающей, добывающей промышленности и сельскохозяйственной направленности на территории ЗАТО Островной отсутствуют.

Объекты топливно-энергетического комплекса составляют:

Тепловая центр Морской инженерной службы Северного флота обеспечивает выработка тепловой энергии и пара, предоставляет услуги по теплоснабжению микрорайона Островной, муниципальное унитарное предприятие (МУП) "Тепловые сети" - для микрорайона Гремиха. МУП "Контакт" реализует ГСМ организациям и жителям ЗАТО. МУП "Горэлектросеть" обеспечивает функционирование системы электроснабжения на территории ЗАТО.

Гражданский порт и аэродром - отсутствуют.

Администрация города арендует у Морской инженерной службы причал для швартовки пассажирского теплохода, осуществляющего связь между ЗАТО Островной и городами Мурманск и Архангельск,

Вертолетная площадка - способна принять одновременно три вертолета МИ-8 и два вертолета МИ-26, но она не имеет навигационного привода.

МУП СИСМИ "Инфо-Спутник" обеспечивает спутниковую связь и местное радио.

Сложностью функционирования ЗАТО Островной является его полная финансовая зависимость от федерального центра. Структура доходной части бюджета свидетельствует, что она почти на 90% состоит из безвозмездных перечислений от федерального бюджета - дотации, субвенции и субсидии.

Население города, несмотря на суровые климатические условия, вынуждено сегодня, в отличие от других жителей Мурманской области, оплачивать сверхнормативные расходы, связанные с доставкой и хранением топлива. Расходы населения за коммунальные услуги в 2,5-3 раза выше в сравнении с такими же услугами, которые оплачиваются жителями других городов региона. Продолжающееся сокращение объектов Минобороны России, численности населения и, как следствие, потребителей тепловой и электрической энергии только усугубило и продолжает усугублять ситуацию.

Из всех приморских ЗАТО Мурманской области только ЗАТО Островной полностью изолирован от "Большой земли" и не имеет сухопутных подъездных путей. Отдаленность и закрытость региона делают его малопривлекательным для размещения внешних инвестиций. В городе нет производства, а мелкорозничный - "киосковый" бизнес полностью зависит от заработной платы военнослужащих, то есть от бюджетного финансирования ЗАТО. Значительные затраты на приобретение и доставку привозного сырья делают нерентабельным любое производство. А из местного сырья ЗАТО располагает только морским биоресурсами.

Населенные пункты, входящие в ЗАТО Островной, могут использоваться как места защищенных якорных стоянок. Данные населенные пункты целесообразно использовать для добычи морепродуктов в период "весна-лето".

 

Муниципальное образование ЗАТО - город Заозерск

 

Муниципальное образование ЗАТО - город Гаджиево

 

Муниципальное образование ЗАТО - поселок городского типа Видяево
 
Муниципальное образование "Кольский район"

Главу муниципального образования "Кольский район" является членом Совета по морской деятельности при Правительстве Мурманской области

Непосредственно с морской деятельностью на территории муниципального образования "Кольский район" связаны три населенных пункта: село Минькино, село Ура-Губа и п. Мишуково. В селе Минькино находится рыболовецкий колхоз "Ударник", в селе Ура-Губа - рыболовецкий колхоз "Энергия", а в поселке Мишуково базируются суда гидрографической службы Северного Флота. Все эти населенные пункты можно отнести к категории депрессивных.

 

Структура морской деятельности в муниципальном образовании:

рыболовецкие колхозы "Ударник" и "Энергия" и закрытое акционерное общество "Лавна" - занимаются добычей рыбы и ее первичной переработкой.

 

Крупные учреждения, связанные с обеспечением морской деятельности

 

Некоммерческая организация "Союз рыбопромышленников Севера"

НО "Союз рыбопромышленников Севера" - это отраслевое объединение, созданное в форме союза, являющееся некоммерческой организацией. В ее составе насчитывается 68 предприятий.

Все предприятия, члены Союза, сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Каждый из них свободен в праве выхода из Союза, т.к. членство в Союзе носит добровольный характер. Союз открыт для вступления в него новых участников, каких-либо ограничений на этот счет не имеется.

В Союз входят добывающие, обрабатывающие и обслуживающие предприятия.

Добывающих предприятий - 47, каждое из которых имеет статус судовладельца. Владение морскими рыболовными судами осуществляется на праве собственности или аренды. Всего в наличие имеется 89 морских рыболовных судов. Для большинства морских судов портом приписки значится Мурманский морской рыбный порт.

Добывающие предприятия специализируются на следующих видах промысла: рыбный, краболовный и промысел других морских биоресурсов. Промысел ведется в основном в следующих морских районах: исключительная экономическая зона Российской Федерации, открытая часть Мирового океана, 200-мильные зоны иностранных государств, прилегающих к побережью Северо-Восточной и Северо-Западной Атлантики.

Экономические показатели работы добывающих предприятий в 2004 году следующие.

Общий вылов рыбы составил 225000 тонн. Выпуск пищевой рыбной продукции составил 142 000 тонн, из которых 98000 тонн, или 70% поставлено на внутренний рынок. Выпуск консервов составил 1302000 условных банок, рыбной муки - 1900 тонн. Удельный вес добычи рыбы составил 8% от общероссийского вылова, 33% от вылова Северным бассейном и 43% от вылова предприятий Мурманской области.

Каждое добывающее предприятие имеет свою долю в общем объеме квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов.

На основании закрепленных за предприятиями долями им ежегодно выделяются квоты на вылов (добычу) тех или иных видов водных биоресурсов.

Ряд добывающих предприятий в своем составе имеют также приемо-транспортный и вспомогательный флот в количестве 8 транспортов и 2 морских танкеров.

Береговая обрабатывающая отрасль рыбной промышленности Мурманской области в НО "Союз рыбопромышленников Севера" представлена 3-мя предприятиями. Эти предприятия условно можно подразделить на следующие специализированные производства: холодильное, коптильное и сушильное.

В группу обслуживающих входит 18 предприятий. Они занимаются тарным, сетеснастным, сбытовым и снабженческо-сбытовым производством, морским страхованием, выполняющим работы и услуги по различным видам судоремонта и так далее.

По данным за 2004 год на предприятиях Союза рыбопромышленников Севера работало более 7000 человек.

 

Федеральное государственное унитарное предприятие
"Полярный научно-исследовательский институт морского рыбного хозяйства и океанографии им. Н. М. Книповича" (пинро)

 

Прогнозирование состояния эксплуатируемых популяций и установление на этой основе общего допустимого улова (ОДУ) является основным способом управления запасами гидробионтов.

Международное право, и законодательство Российской Федерации обязывают федеральный орган по управлению рыбной отраслью изучать состояние запасов водных биологических ресурсов, определять меры по их рациональному, неистощимому использованию, сохранению и увеличению.

На Северном бассейне научной организацией, на основании рекомендаций которой устанавливается ОДУ, является ПИНРО.

Зоной ответственности Полярного института являются внутренние морские воды и территориальное море Кольского полуострова, исключительная экономическая зона Российской Федерации в Баренцевом море, шельф Баренцева моря и сопредельные воды, зоны юрисдикции иностранных государств в Северной Атлантике, открытая часть Северной Атлантики за пределами зон юрисдикции иностранных государств, в том числе районы глубоководного дна.

Для изучения водных биологических ресурсов, среды их обитания и научного обеспечения рыболовства Полярный институт осуществляет морские ресурсные исследования, и государственный мониторинг водных биоресурсов, выполняемый промысловыми судами с наблюдателями института на борту (НПС).

Собранная промыслово-биологическая информация пополняет исторические базы данных института, которые используются для математического моделирования и оценок состояния запасов. Часть агрегированных данных в соответствии с международными соглашениями на паритетной основе направляется в иностранные институты или международные организации. ПИНРО, в свою очередь, получает аналогичные данные, собранные иностранными организациями, которые может использовать для анализа и прогнозирования.

Оценка состояния и прогнозирование эксплуатируемых и наиболее изученных популяций выполняются с помощью методов математического моделирования на основе результатов прямых наблюдений, промыслово-биологической информации, собранной наблюдателями из промысловых и исследовательских уловов, а также оценок численности пополнения и запасов, полученных в инструментальных съемках рыб и беспозвоночных. Для выработки рекомендаций по менее изученным запасам, моделирование которых, из-за недостатка достоверных научных данных, невозможно, применяются экспертные оценки, основанные на прямом использовании результатов морских ресурсных исследований и, в первую очередь, инструментальных съемок.

В настоящее время в районах исследований Полярного института ежегодно выполняется до 20 различных стандартизированных съемок, в т.ч. 7 международных съемок, преимущественно, российско-норвежских.

Государственный мониторинг осуществляется круглогодично, как правило, на промысловых судах с наблюдателями ПИНРО на борту. Основной задачей мониторинга является получение промыслово-биологической информации из районов работы промыслового флота о той части запасов, которая изымается отечественным рыболовством. В силу специфики работы промыслового судна, эти работы носят не такой комплексный характер, как морские ресурсные исследования, но и в таких рейсах в ограниченных объемах выполняются попутные океанографические наблюдения и собирается значительное количество биологического материала.

Важнейшими формами международного сотрудничества Полярного института является его участие в международных научных конференциях и симпозиумах.

 

Международные организации

ИКЕС

 Международный Совет по исследованию моря

НАФО

 Конвенция о будущем многостороннем сотрудничестве в области рыболовства в северо-западной части Атлантического океана

НЕАФК

 Конвенция о рыболовстве в северо-восточной части Атлантического океана

НАСКО

 Конвенция о сохранении лосося в северной части Атлантического океана

АНТКОМ

 Комиссия по сохранению морских живых ресурсов Антаркитики

 

 

Двухсторонние правительственные соглашения

СРНК

 российско-норвежская комиссия

СРФК

 российско-фарерская комиссия

СРИК

 российско-исландская комиссия

РГК

 российско-гренландкие консультации

 

 

Научные институты Норвегии

IMR

 Институт морских исследований (Берген)

Fiskeriforskning

 Норвежский институт рыболовства и аквакультуры (Тромсе)

Akvaforsk

 Институт аквакультуры (Ос)

NTNU

 Норвежский институт исследований природы (Тронхейм)

UiB

 Университет в Бергене

UNIS

 Университет на Шпицбергене

 

 Университет в Тромсе

NFH

 Норвежский колледж по рыбохозяйственным исследованиям (Тромсе)

NERSC

 Центр по изучению окружающей среды им. Фритьофа Нансена (Солхеймсвик)

 

 

Научные институты других стран

MRI

 Институт морских исследований (Исландия, Рейкьявик)

 

 Гренландский институт природных ресурсов (Гренландия, Нуук)

FRS

Лаборатория рыбохозяйственных исследований (Торсхавн, Фарерские острова)

 

 Институт морского рыболовства (Германия, Гамбург)

 

Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Мурманский морской рыбопромышленный колледж имени И.И. Месяцева"

Старейшее в рыбной отрасли учебное заведение было открыто в декабре 1932 года. В 1945 году Мурманский рыбопромышленный техникум был реорганизован в мореходное училище. В 1968 году ему было присвоено имя известного исследователя фауны Арктических морей профессора И.И. Месяцева. В 1982 году за успехи, достигнутые в подготовке кадров для флота рыбной промышленности, училище награждено орденом "Знак Почета". В 1989 году мореходное училище начинает подготовку специалистов повышенного уровня квалификации и становится морским колледжем.

Количество обучающихся курсантов и студентов на 1 сентября 2004 года: очное обучение - 1550, заочное - 670.

Судоводительское отделение готовит техников-судоводителей на базовом уровне и старших техников-судоводителей на повышенном уровне по специальности "Морское судовождение".

Судомеханическое отделение готовит техников-судомехаников базового и повышенного уровней по специальности "Эксплуатация транспортных энергетических установок".

Радиотехническое отделение готовит радиотехников базового и повышенного уровней по специальности "Эксплуатация оборудования радиосвязи и электрорадионавигация судов".

Отделение промышленного рыболовства осуществляет подготовку специалистов по добыче морепродуктов по специальности "Промышленное рыболовство" как базового, так и повышенного уровней.

Заочное отделение готовит специалистов на базовом уровне по следующим специальностям: "Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики"; "Морское судовождение"; "Эксплуатация транспортных энергетических установок".

В колледже работают 112 преподавателей.

В колледже имеется 5 тренажеров:

1. Тренажер ГМССБ (Глобальной морской связи при бедствии);

2. Тренажер РЛП (Радиолокационное наблюдение и прокладка)

3. Тренажер САРП (Средства автоматической радиолокационной прокладки)

4. Тренажер ЭКДИС (Электронные картографические дисковые информационные системы)

5. Тренажер по эксплуатации ССУ СХУ (Судовых силовых установок и судовых холодильных установок).

Для того чтобы колледж выпускал специалистов соответствующих уровню и качеству подготовки предъявляемых МК ПДМНВ 78/95, необходимо приобрести следующие тренажеры:

Тренажер по управлению и маневрированию судном - полномасштабный интегрированный навигационный мостик с трехканальной визуализацией;

Тренажер по начальной подготовке всех членов экипажа по безопасности (МК СОЛАС-74);

Тренажер по подготовке к действиям в аварийных ситуациях;

Полигон по использованию противопожарных средств;

Полигон по подготовке к использованию спасательных средств;

Тренажер по оказанию первой медицинской помощи и медицинскому уходу на судах.

 

Флот  

В реестре Государственной администрации Мурманского морского рыбного порта за мурманскими предприятиями зарегистрировано 223 промысловых судна, из них: крупнотоннажных - 33, среднетоннажных - 150, малых 40. В бербоут-чартере находятся 11 судов. Кроме этого к Мурманскому морскому рыбному порту приписано 25 транспортных рефрижераторов осуществляющих доставку рыбопродукции с промысла на берег и вывоз материально-технического снабжения на промысел.

В составе прибрежного флота Мурманской области насчитывается более 160 единиц (включая суда находящиеся под надзором Государственной инспекции по маломерным судам),

Рыбопромысловый флот проходит модернизацию, но в основной массе имеет изношенность около 60%.

 

Мурманская инспекция - Филиал Федерального государственного учреждения "Российский морской регистр судоходства"

Под техническим наблюдением Инспекции состоит 568 судов. Их суммарная валовая вместимость составляет 1 780 798.

48 судов под флагом Российской Федерации имеют класс иностранных классификационных обществ.

Средний возраст судов находящихся на учете составляет 20 лет.

Число рыболовных судов, из общего количества, составляет 308 судов.

Судов подпадающих под действие Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (МК СОЛАС) -74 - 135 судов, а подпадающих под действие Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (МК МАРПОЛ) - 73/78 - 391 судно.

Техническое состояние судов находящихся на учете удовлетворяет требованиям Правил классификации и постройки морских судов.

 

Мурманский морской биологический институт
Российской Академии наук

Мурманский морской биологический институт Российской Академии наук (ММБИ) располагает двумя научно-исследовательскими судами, приписанными к порту Мурманск: НИС "Дальние Зеленцы" (1979 год, водоизмещение 1074 тонн) и научно-транспортное судно "Помор" (1981 год, водоизмещение 1202 тонн).

 

Федеральное государственное унитарное предприятие
"Арктикморнефтегазразведка"

По состоянию на 01.01.2005.г флот ФГУП "Арктикморнефтегазразведка" состоит из 26 судов различных типов: 2 самоподъемная буровая установка, буровое судно, 2 пассажирских судна, 6 транспортно-буксирных судов, танкер-раздатчик, аварийно-спасательное судно, 2 танкера-бункеровщика, морской пассажирский катер, 2 портовых буксира, сборщик льяльных вод, плавкран, водолазный катер, теплоход, лесовоз-пакетовоз, плавучее общежитие, водолазное судно, транспортно-буксирное судно и пассажирское судно прибрежного плавания.

 

Защита и сохранение морской среды 

 

Арктическая специализированная морская инспекция
Росприроднадзора России

Арктическая специализированная морская инспекция Росприроднадзора Российской Федерации, является федеральным органом по выполнению задач и функций по осуществлению государственного контроля в области природопользования и охраны окружающей среды во внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе и исключительной экономической зоне Российской Федерации в пределах Баренцева и Белого морей, береговой линии в границах территории Мурманской области, примыкающей к морю, в морских портах, и на земельных участках прибрежных полос, занятых объектами хозяйственной и иной деятельности, являющихся водопользователями, или оказывающих влияние на состояние морской среды.

Экологическая обстановка Баренцева и Белого морей в целом благоприятная. Исключение составляет Кольский залив и пункты базирования Северного флота на побережье Баренцева моря.

Воды и донные осадки Кольского залива интенсивно загрязняются стоками флотов и предприятий, главным образом Федеральной подчиненности (более 95%): Минтранспорта Российской Федерации, Минобороны Российской Федерации, Госкомитетов Российской Федерации по строительству и рыболовству, а также сточными водами предприятий других ведомств.

В Кольский залив ежегодно сбрасывается около 80 млн. м3 хозяйственно-бытовых, производственных и ливневых сточных вод, из них около 99% - без очистки. Отмечаются случаи концентрации нефтепродуктов в водах и донных осадках на отдельных участках залива, превышающие ПДК в 8-20 раз, фенолов - в 5-6 раз.

На акватории Кольского залива уже действует 5 пунктов по перевалке сырой нефти, а в перспективе их может быть до 10 и отсутствие нефтесборщиков, оборудованных современными техническим средствами, становится острой проблемой.

Под контролем инспекции находятся морская акватория (139239 км2), 2811 км береговая полоса, 250 береговых объектов и около 700 судов, кораблей и плавсредств.

В течение 2004 года в ходе проверок выявлено 1145 нарушений законодательства Российской Федерации и Международных норм и стандартов в области охраны морской среды внутренних морских вод, территориального моря и в исключительной экономической зоне.

Привлечено к административной ответственности 15 юридических и 103 должностных лица. Взыскано штрафов на сумму 430 тыс. рублей. Сумма предотвращенного ущерба составляет 12320 тыс. рублей.

 

Мурманский морской биологический институт
Российской Академии наук

Мурманский морской биологический институт Российской Академии наук проводит исследования в области защиты и сохранения морской среды в рамках ФЦП "Мировой океан", ФЦНТП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники гражданского назначения", программ фундаментальных исследований Президиума и Отделения биологических наук РАН, региональных научно-технических программ Мурманской области. К числу важнейших научных результатов относятся:

- оценка современного уровня загрязнения экосистем Баренцева, Белого и Карского морей хлорированными и нефтяными углеводородами, тяжелыми металлами;

- выявление источников и путей переноса радионуклидов в морских экосистемах, разработка рекомендаций по обеспечению радиационной безопасности;

- создание экологических карт арктических морей, выявление зон экологической дестабилизации;

- оценка экологической ситуации в Кольском заливе Баренцева моря и других прибрежных акваториях по данным многолетнего экспедиционного мониторинга.

Результаты исследований представлены в многочисленных научных публикациях института, а также в ежегодных докладах Управления Росприроднадзора по Мурманской области о состоянии и охране окружающей среды Мурманской области.

 

Федеральное государственное унитарное предприятие
"Арктикморнефтегазразведка"

ФГУП АМНГР проводит поисково-разведочные работы на шельфе на глубинах моря до 1800 м.

При подготовке и проведении поисково-разведочного бурения на море вопросы экологической безопасности и охраны окружающей среды являются приоритетными в деятельности предприятия.

 

Международное сотрудничество, кооперация 

 

Мурманский морской биологический институт
Российской Академии наук

Мурманский морской биологический институт Российской Академии наук участвует в международном научном сотрудничестве по многим научно-техническим направлениям и проблемам морской деятельности. Основными зарубежными партнерами являются:

- Норвежский полярный институт, компания "Акваплан-Нива" (Норвегия) и Норвежский институт аквакультуры и рыболовства - гидробиологические исследования и экологический мониторинг Баренцева моря,

- Институт полярных и морских исследований им. Альфреда Вегенера (Германия) - геологические и гидробиологические исследования высокоширотных районов Арктики;

- Национальный центр океанографических данных США - создание информационной базы по океанологическим и гидробиологическим параметрам арктических морей;

- Польская академия наук, Силезский и Варшавский университеты - комплексные исследования природной среды архипелага Шпицберген.

 

Федеральное государственное унитарное предприятие
"Арктикморнефтегазразведка"

В настоящее время 7 единиц флота, находящегося на балансе ФГУП "АМНГР", работают в долгосрочной аренде по договорам тайм-чартера и бербоут-чартера:

Буровое судно "В. Муравленко" в 1996 году было передано в качестве доли уставного капитала в СП "Арктик Дриллинг", созданное с участием американской корпорации "Нобил Ассет" и норвежской компании "Кварнер Маритайм"

Кроме того, ряд судов работает по договорам аренды с российскими компаниями.

 

Актуальные проблемы развития морской деятельности
 
Региональные СМИ, которые освещают морскую тематику

В Мурманской области морскую деятельность освещают региональные теле- и радиокомпании: ГТРК "Мурман" (радио и телевидение), ЗАО "Северо-Западное вещание" (телевидение), ЗАО ТРК "Блиц" (телевидение), а также региональные газеты: "Мурманский вестник", "Рыбная столица" и "Мурманские рыбные ресурсы".

| Общие сведения | События | Ссылки | Новости | WAP | PDA |
Официальный сайт Морской Коллегии при Правительстве Российской Федерации. Создан в рамках ФЦП "«Электронная Россия» 2002-2010 гг."
return_links(); ?>