Главная Обратная связь Карта портала
   04 Февраля, Пятница

Искать в разделе Найти
Расширенный поиск
Общие сведения Нормативные правовые акты Морская деятельность Безопасность морской деятельности
Информация о морской среде Международное морское право Приморские регионы России Общественные организации
Атлантическое направление
Арктическое направление
Тихоокеанское направление
Каспийское направление
Мурманская область
Республика Карелия
Архангельская область
Ненецкий автономный округ
Ямало-Ненецкий автономный округ
Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ
Республика Саха (Якутия)

Республика Карелия
Версия для печати

Особенности Республики Карелия, связанные с ее приморским положением

Республика Карелия расположена на северо-западе России, входит в состав Северо-Западного федерального округа Российской Федерации.

На северо-востоке республика омывается Белым морем.. Беломорско-Балтийский канал позволяет обеспечить перевозку грузов между портами Белого моря и портами Балтийского, Черного морей и Каспия.

В морскую деятельность республики входят морские перевозки, промышленное рыболовство и энергетика.

 

Органы управления морской деятельностью

В Республике Карелия сформирован орган управления морской деятельностью - Совет по морской деятельности при Главе Республики Карелия.

Работа Совет по морской деятельности в Республике Карелия направлена на реализацию органами государственной власти и местного самоуправления национальной морской политики, определенной Президентом Российской Федерации в Морской доктрине Российской Федерации на период до 2020 года на соответствующем региональном направлении.

 

Общая характеристика морской деятельности

Морскую деятельность осуществляет Открытое акционерное общество «Беломорско-Онежское пароходство» (ОАО "БОП"), которое наращивает объемы перевозок и где 20% федеральной собственности.

Основные видами деятельности ОАО "БОП" по уставу являются:

- перевозка морским транспортом пассажиров;

- перевозка морским транспортом грузов и другие виды деятельности на водном транспорте.

ОАО "БОП" оперирует 96 судами, соответствующими требованиям международных конвенций, средний возраст, которых составляет 18 лет, состояние транспортных средств удовлетворительное, порты приписки Санкт-Петербург и Таганрог.

Основные направления деятельности компании является перевозки экспортно-импортных грузов. В летнюю навигацию грузы доставлялись в страны Европы, Северной Африки и Ближнего Востока.

Более 95% всего внешнеторгового грузопотока пароходства обеспечивается иностранными фрахтователями, преимущественно негосударственными компаниями из Германии, Голландии, Швеции, реже Финляндии,

В ходе хозяйственной деятельности ОАО "БОП" столкнулось со следующими проблемами, которые актуальны и для всех компаний осуществляющих морскую деятельность:

a) нестабильность налогового законодательства, препятствующая долгосрочному планированию деятельности;

б) отсутствие государственной поддержки при реализации крупных инвестиционных проектов (например, новое судостроение);

в) масса препятствий при получении кредитов:

- в настоящее время проценты по кредиту остаются большими, а при долгосрочных кредитах текущие расходы на их обслуживание огромны при условии, что доходы предприятие будет получать в будущем;

- банки предъявляют жесткие требования к залоговому обеспечению: во-первых, это должны быть ликвидные активы, а, во-вторых, залог порой составляет 200% суммы кредита;

- оформление залога и страховки - это еще дополнительные расходы, которые должно нести предприятие, не успев извлекать доходы. Банк в обязательном порядке рекомендует застраховать кредит в определенной страховой компании, не принимая во внимания мнение ОАО "БОП", что увеличивает расходы по обслуживанию кредита;

- Grace period для промышленных предприятий должен быть больше, так как необходимо уже начинать отдавать кредит до того момента, когда суда начнут приносить прибыль, то есть изыскивать другие источники финансирования и чаще всего внутренние;

- дополнительные условия, как получение справки из ИМНС замедляют получение кредита. Кроме того, ИМНС с неохотой выдает подобные справки, так как не обладает оперативной информацией о реальном состоянии налогоплательщика, поэтому справку приходится ждать более месяца.

 

СМИ, освещают морскую тематику

Телекомпании ГТРК "Карелия", "Ника", "Петронет".

 

Рыбопромысловая деятельность

В настоящее время рыбная отрасль Республики Карелия включает в себя 49 организаций всех форм собственности, в том числе добывающие и перерабатывающие предприятия, рыболовецкие колхозы, рыбоводные предприятия, занимающиеся выращиванием товарной форели, сбытовые структуры, а также 335 прочих предприятий и частных предпринимателей, осуществляющих промысел на внутренних водоемах республики и Белом море. Основные направления деятельности предприятий рыбной отрасли: морское и океаническое рыболовство, рыболовство на внутренних водоемах, аквакультура на внутренних водоемах, переработка и производство рыбопродукции, охрана и воспроизводство рыбных запасов.

Органом исполнительной власти Республики Карелия, проводящим государственную политику в сфере рыбного хозяйства, является Министерство сельского, рыбного хозяйства и продовольствия Республики Карелия (Минсельрыбхозпрод РК). К основным функциям Минсельрыбхозпрода РК в области рыбного хозяйства относятся:

осуществление технической политики;

разработка и реализация мер по осуществлению интенсификации рыбоводства;

разработка и реализация государственных программ в области рыбного хозяйства;

участие в формировании инвестиционной политики в области рыбного хозяйства;

осуществление в пределах своей компетенции контроля за рациональным использованием водных биоресурсов, принадлежащих к объектам рыболовства, добычи и промысла, а также водных биоресурсов, выделенных в установленном порядке Республике Карелия.

Свою деятельность в сфере рыбного хозяйства Минсельрыбхозпрод Республики Карелия координирует с органами местного самоуправления прибрежных районов Республики Карелия и общественными рыбохозяйственными организациями - Карельским союзом рыболовецких колхозов и некоммерческим партнерством "Ассоциация рыбопромышленников "Северо-Запад".

 

1. Океаническое и прибрежное рыболовство

По состоянию на 31.12.2004 года океанический промысел осуществляют 29 организаций различных форм собственности, в том числе 9 рыболовецких колхозов.

Объем океанического промысла по итогам 2004 года составил 49,3 тыс. тонн, вылов водных биоресурсов в Белом море - 1,03 тонн.

Основой океанического рыболовства республики является добывающий флот, насчитывающий в настоящее время 80 единиц рыбопромысловых судов, с учетом маломерного флота прибрежного рыболовства. За период с 1998 по 2004 годы выбыло 8 единиц, поступило 29 единиц, из них 10 средне- и крупнотоннажных судов и 19 малотоннажных. Износ рыбопромыслового флота составляет более 60 процентов.

Введение судов океанического промысла оказало существенное влияние на увеличение вылова и изменение районов промысла. Карельские рыбаки впервые за последние годы стали осуществлять вылов рыбы в новых районах промысла: в 2001 году был организован промысел сельди атлантической в открытой части Норвежского моря (ОЧНМ), креветки в зоне НАФО (Nord-Atlantic Fish Organization), а также в Северо-Западной Атлантике на промысле окуня. Часть судов работала на промысле скумбрии в зоне Фарерских островов и на промысле морского петуха в зоне Западной Англии. С 2002 года предприятия активно работали на промысле путассу в Норвежской и Фарерской экономических зонах.

 

2. Ресурсное обеспечение. Океанический промысел

 

В 2004 году предприятиям Республики Карелия было выделено

следующее количество водных биоресурсов:

 

 

Виды биоресурсов

Объем (т)

Треска, в том числе

океаническая

прибрежная

19897,9

17297,9

2600,0

Пикша, в том числе

океаническая

прибрежная

5856,1

5336.1

520,0

Сельдь (НЭЗ)

5383,5

Путассу (НЭЗ)

2461,0

Скумбрия (ФЭЗ)

316,3

Путассу (ФЭЗ)

7021,9

Окунь (З. Гренландия)

69,1

Палтус (НАФО)

127,5

Окунь (НЕАФК)

1147,0

Скумбрия (НЕАФК)

1006,4

Сайка

429,6

Гребешок

423

ИТОГО

43755,9

 

Белое море.

Основными ресурсами на Белом море являются сельдь беломорская (квота - 800 тонн в 2004 году): навага (квота - 390 тонн), гренландский тюлень (квота - 3100 голов), кольчатая нерпа (квота - 250 голов), ламинария (квота - 6125 тонн), фукус-сырец (квота - 404 тонн).

Промысел на Белом море осуществляют 9 предприятий, в том числе 8 рыболовецких колхозов и 88 частных предпринимателей. Основными объектами промысла являются сельдь беломорская, навага, корюшка, беломорская треска, горбуша,

В Белом море сосредоточены большие запасы водорослей - ламинарии, анфельции, фукуса. Продукция из водорослей используется в сельском хозяйстве, пищевой и медицинской промышленности. Однако, в связи с уменьшением спроса, в последнее время наблюдается падение добычи этих видов морепродуктов.

Для полного освоения ресурсов необходимо изменение правил рыболовства на Белом море с предоставлением возможности заниматься промыслом, независимо от территориальных границ прилегающих регионов.

3. Производство продукции.

За 2004 год предприятиями рыбной отрасли выпущено товарной пищевой рыбопродукции, включая рыбные консервы, 45,1 тыс. тонн, пищевой рыбной продукции (без рыбных консервов) - 41,984 тыс. тонн.

Выпуск консервов и пресервов рыбных и из морепродуктов составил 8877 тыс. условных банок.

Объем произведенной продукции (работ, услуг) в фактических ценах (без НДС и акциза) составил в 2004 г - 1803,6 млн. руб.

 

Портовые города, приморские поселки и населенные пункты

В Республике Карелия статус речного порта имеют Петрозаводск, Медвежьегорск, Сегежа.

К основным приморским поселкам и населенным пунктам относятся: г. Кемь, г. Беломорск (портопункт), пос. Чупа, с. Калталакша, с. Гридино. с. Поньгома, с. Колежма, с. Нюхча, расположенные на побережье Белого моря. В целом состояние экономической ситуации в приморских поселениях можно охарактеризовать как депрессивное.

 

Флот

Основой океанического рыболовства республики является добывающий флот, насчитывающий в настоящее время, с учетом маломерного флота прибрежного рыболовства, 80 единиц рыбопромысловых судов, приписанных к Мурманскому морскому рыбному порту. В состав флота входят добывающие суда типа БМРТ, СТМ, СРТМ-К, СТР, МКРТМ, СЧС ТБ.

За период с 1998 по 2004 годы выбыло 8 единиц, поступило 29 единиц, из них 10 средне- и крупнотоннажных судов и 19 малотоннажных. Износ рыбопромыслового флота составляет более 60 процентов.

 

Международное сотрудничество, кооперация

Международное сотрудничество в сфере морской деятельности осуществляется на уровне рыбохозяйственных предприятий и заключается главным образом в обновлении добывающего флота.

В соответствии с программой модернизации промыслового флота ОАО "Карельские морепродукты", зарегистрированное в Республике Карелия, г. Беломорск, на условиях финансового лизинга приобретает у норвежской компании среднетоннажный траулер М-1028 "Карелия-2". По итогам 2004 года платежи по договору финансового лизинга составили 72 млн. рублей.

 

Основные проблемы современного этапа  

Развитие рыбного хозяйства Республики Карелия сдерживается наличием ряда проблем в большей мере идентичных общим проблемам развития рыбохозяйственного комплекса России и Северного бассейна, в частности.

Все проблемы условно подразделяются на внутренние и внешние. Среди основных внутренних проблем можно выделить следующие:

- высокий уровень физического и морального износа основных фондов, в первую очередь промыслового флота;

- снижение уровня использования имеющегося производственного потенциала, в том числе берегового;

- недостаточный для современных условий уровень технологической и технической оснащенности обрабатывающих производств на флоте и на берегу;

- дефицит в оборотных средствах, сокращение государственной поддержки, низкий уровень инвестиционной активности;

- недостаточное развитие и необходимость совершенствования системы маркетинга.

В качестве основных внешних проблем выступают следующие:

- снижение запасов водных биоресурсов в Российской экономической зоне, в том числе за счет увеличения промысловых усилий вследствие сворачивания промысла в отдаленных районах, включая открытые районы Мирового океана, что было вызвано передислокацией флота в ближние районы северо-восточной Атлантики, а также в отечественную зону Баренцева моря;

- снижение запасов водных биоресурсов в зонах иностранных государств и конвенционных районах;

- длительная процедура подготовки и согласования документов, определяющих общие допустимые уловы водных биологических ресурсов;

- перестройка системы управления рыбным хозяйством Республики Карелия, осуществляемая в рамках реформирования общей системы управления рыбохозяйственным комплексом России в целом;

- постоянный рост цен на материально-технические ресурсы - сырье, материалы, тару, энергоносители, рост тарифов на транспортные услуги;

- жесткая кредитная политика государства и коммерческих банков, не создающая благоприятных условий для привлечения инвестиций в отрасль с целью развития предприятий и обновления флота.

Серьезной задачей является реконструкция Беломорско-Балтийского канала, которому в 2003 году исполнилось 70 лет. Ежегодно на реконструкцию шлюзов выделяются средства из федерального бюджета, однако этих средств недостаточно. Более того, серьезную озабоченность экологов вызывает состояние бетонных плотин канала № 21, 25, 27. Необходимо ускорить разработку проектно-сметной документации по этим объектам и включить их в федеральную адресную инвестиционную программу.

Перспективными проектами развития Карельской энергосистемы предусматривается строительство Морской ВЭС мощностью 8,0 МВт вблизи города Кеми на побережье Белого моря. Технико-экономическое обоснование строительства ветровой электрической станции (ВЭС) разработано в 1993 году АО «Ленгидропроект», по заказу ОАО «Карелэнерго».

| Общие сведения | События | Ссылки | Новости | WAP | PDA |
Официальный сайт Морской Коллегии при Правительстве Российской Федерации. Создан в рамках ФЦП "«Электронная Россия» 2002-2010 гг."
return_links(); ?>