Особенности Ненецкого автономного округа, связанные с его приморским положением Ненецкий автономный округ, входящий в состав Архангельской области, был образован в 1929 году. Округ омывается водами Белого, Баренцева, Печорского и Карского морей и включает острова Колгуев и Вайгач. Административный центр - город Нарьян-Мар - был основан в 1935 году. В 1931 году на базе агентства Северного торгового флота был образован порт, который первоначально назывался Печорским торговым портом, а в 1951 году порт был переименован в Нарьян-Марский морской торговый порт. Порт расположен в 70 милях от устья реки Печора, впадающей в Печорскую губу Баренцева моря. Порт Нарьян-Мар замерзающий. Навигация длится 4,4-5 месяцев, начиная с середины июня по октябрь, а до середины ноября возможна ледокольная проводка. Порт Нарьян-Мар с железнодорожной сетью России связи не имеет, поэтому сообщение с Архангельском и другими населенными пунктами летом осуществляется водным транспортом, а зимой между ними поддерживается только воздушное сообщение. Нарьян-Мар располагает 7 судами портофлота, в том числе портовыми буксирами и плавкранами, осуществляющими перегрузку на рейде. В 2001 году отмечен рост количества судозаходов в порт - 60, что вызвано с развитием нефтяных месторождений в Ненецком автономной округе. Сегодня Нарьян-Мар является одной из основных перевалочных баз для нефтяных грузов. На побережье округа находятся 7 нефтегазоразведывательных экспедиций. Вообще топливная промышленность составляет основу промышленного производства в округе, поскольку на территории округа и шельфе Баренцева моря сосредоточены значительные запасы углеводородного сырья, в частности Тимано-Печорская нефтегазоносная провинция и Южно-Баренцевский газонефтяной бассейн. Вторым морским портом этого округа является морской специализированный порт Амдерма, который расположен в устье реки Амдерминка на северо-востоке округа в южной части Карского моря на Югорском полуострове. Порт функционирует только в период летней навигации, которая длится, как правило, с начала июня до начало ноября. К причалам могут подойти только буксиры и самоходные баржи с осадкой не более 2-3 м, поэтому погрузка и выгрузка транспортных судов осуществляется на рейде. Среди них преобладают уголь, минерально-строительные, рефрижераторные грузы и горюче-смазочные материалы в бочках. На побережье Карского моря находится 22 необорудованных портовых пункта и полярных станций. В низовьях Печоры и в приморских районах на западе округа в советское время было создано 8 рыболовецких колхозов, доля которых в общем улове рыбы составляла свыше 90%, а в Нарьян-Маре был создан "Печорский рыбокомбинат", на котором в настоящий момент занято около 200 человек. На современном этапе рыбопромысловые суда округа всходят в состав архангельского рыбопромыслового флота и приписаны к Мурманскому рыбному порту. Большое значение для развития народного хозяйства имело освоение Северного морского пути, обеспечивающего жизнедеятельность населения округа. На осуществление морской деятельности и размещение морского потенциала на территории округа большое влияние оказывают природно-климатические условия. В условиях, когда длится 5 месяцев в году и еще в течение месяца возможна ледовая проводка судов, округ не имеет постоянной транспортной связи с другими регионами страны. Положение усугубляется отсутствием железнодорожного сообщения. Поэтому жизнедеятельность и экономическое развитие округа напрямую зависит от работы водного транспорта. По Северному морскому пути в Нарьян-Мар и Амдерму в навигационный период из Мурманска и Архангельска доставляются в небольших объемах генеральные и продовольственные грузы. В целом, можно отметить, что объекты морского потенциала распределены на побережье достаточно равномерно, при этом на западном побережье округа сосредоточены в основном объекты инфраструктуры рыбного хозяйства, а на восточном - полярные станции и нефгегазоразведывательные экспедиции, функционирование и жизнедеятельность которых зависит от работы морского транспорта. Предприятия, осуществляющие морскую деятельность 1. ФГУП "Нарьян-Марский морской торговый порт" 2. Ненецкая международная транспортно-экспедиторская компания "Транс НАО" 3. Судоходная транспортная компания "Мишарин ЛТД" |