Главная Обратная связь Карта портала
   06 Июня, Суббота

Искать в разделе Найти
Расширенный поиск
Общие сведения Нормативные правовые акты Морская деятельность Безопасность морской деятельности
Информация о морской среде Международное морское право Приморские регионы России Общественные организации
Атлантическое направление
Арктическое направление
Тихоокеанское направление
Каспийское направление
Сахалинская область
Приморский край
Хабаровский край
Магаданская область
Камчатский край
Чукотский автономный округ

Хабаровский край
Версия для печати

Особенности внутреннего устройства Хабаровского края, связанные с приморским положением

Хабаровский край является одним из крупнейших по размерам административно-территориальных образований Российской Федерации.

В крае насчитывается 17 районов, 7 городов, 31 поселок городского типа, 534 сельских населенных пунктов, 68,3% всего населения края проживает в городах. По численности населения г. Хабаровск занимает на Дальнем Востоке второе место (после г. Владивостока), а г. Комсомольск-на-Амуре - третье.

Хабаровский край занимает выгодное экономико-географическое положение. Он расположен в центре Дальневосточного экономического района, имеет общие границы с Республикой Саха (Якутией), Еврейской автономной областью, Приморским краем, Амурской и Магаданской областями. Татарский пролив отделяет его от Сахалина, а Охотское море - от Камчатской области. По протоке Казакевичева и реке Уссури на протяжении 265 км проходит граница края с КНР.

Хабаровский край занимает ключевые позиции в единой транспортной системе Дальнего Востока. Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования - 2,3 тыс. км или 28% от длины всех дальневосточных дорог, внутренних судоходных путей - 2,9 тыс. км, протяженность автомобильных дорог общего пользования - 5,2 тыс. км. По территории края проходят главные автомагистрали региона федерального значения: Хабаровск - Владивосток, Чита - Хабаровск, Хабаровск - Находка. Две последние автодороги - строящиеся.

По водным путям регион имеет выход к Охотскому и Японскому морям. Пять морских портов Хабаровского края - Ванино, Советская Гавань, Мыс Лазарева, Де-Кастри и Николаевск-на-Амуре входят в солстав  общей транспортной системы Дальнего Востока, а уровень технической оснащенности позволяет принимать и перерабатывать самые разнообразные виды грузов.

Паромная переправа Ванино - Холмск соединяет материковую сеть железных дорог с о. Сахалин. Судами типа "река-море" ОАО "Амурское речное пароходство" осуществляются поставки грузов из речных портов на север края, в Сахалинскую, Амурскую области, а также в прибрежные пункты Приморья и Магаданской области, в зарубежные порты. Транспортно-географическое положение Хабаровского края благоприятствует развитию международных торговых связей.

Несмотря на наличие всех этих видов транспорта, транспортная сеть по территории края расположена крайне неравномерно, что вызвано исторически сложившимся развитием производительных сил и размещением населения. Наиболее освоена всеми видами транспорта южная часть Хабаровского края. Остальная территория Хабаровского края в транспортном отношении освоена слабо. Основный причины - удаленность от основных производственных центров страны, недостаточное развитие отраслей, обеспечивающих жизненные потребности населения, а также производство продукции, большая часть которой потребляется в других районах.

Перспективы развития морских портов на Дальнем Востоке прежде всего связаны с наращиванием транзитных перевозок

Особенности природно-климатических и экономических условий также определяют значительные территориальные различия в эксплуатации морских портов в регионе. На долю портов Хабаровского края приходится около 20% грузооборота.

 

Распределение грузооборота между портами дальневосточного бассейна на 01.01.2003г. (в процентах)

 

№ п/п

Наименование порта

Доля в структуре

№ п/п

Наименование

порта

Доля в структуре

1

Восточный

32,4

6

Магадан

2,0

2

Находка

18,9

7

Петропавловск-Камчатский

1,8

3

Владивосток

17,4

8

Корсаков

1,7

4

Ванино

15,3

9

Остальные

6,6

5

Холмск

3,9

10

Всего

100

 

В летний период (с мая по август) в бухтах Ванино, Мучке и Советская Гавань преобладающим является муссонный климат с его юго-восточными ветрами. В зимний период (с октября по март) преобладают северо-западные ветры. Среднегодовая температура воздуха - от +1 до +2 градуса, минимальная - -15 в январе, максимальная - +16 в августе. Формирование льда начинается в январе, а к середине марта лед тает. Дрейфующий лед подходит из Татарского пролива. Порты открыты для навигации круглый год. Период зимней навигации длится с 1-го января по 31-е марта.

Следующей особенностью в развитии портов края можно считать тот факт, что в последнее время отмечается тенденция повышения грузооборота некоторых портов за счет перевозки нефти. В связи с освоением шельфа острова Сахалин в хозяйственной деятельности морских портов происходят определенные изменения. В последнее время отмечается устойчивая тенденция повышения грузооборота портов Ванино, Де-Кастри.

Порт Де-Кастри (в Хабаровском крае) меняет свою специализацию. Если раньше через него шли только лесные грузы, то в настоящее время через нефтеналивной причал ведется отгрузка нефти на экспорт. Через Де-Кастри проложены нефте- и газопроводы от сахалинского шельфа до Комсомольска-на-Амуре. До сих пор нефтегрузы перевозились в цистернах по железной дороге от Комсомольска-на-Амуре до Находки, где в нефтяном порту уже перекачивались в танкера. Чтобы отказаться от лишнего транспортного "плеча" и производить загрузку танкеров поближе к месту добычи, выбран порт Де-Кастри. Здесь в одном месте находится трубопровод, насосная станция и морской терминал. В настоящее время ведется проработка варианта существенного увеличения грузооборота порта путем подведения новой трубы нефтепровода к порту и строительства плавучего причала, который сможет принимать под загрузку танкеры грузоподъемностью до 100 тыс. тонн. Мощность нефтяного экспортного терминала предполагается расширить до 12 млн. тонн в год. Но в этом случае проблема будет заключаться в том, что свободное плавание здесь ограничено. Спресованный лед с торосами тянется от портового пункта на 70 миль на юг. Обеспечить круглогодичную навигацию можно лишь с помощью ледоколов. В перспективе намечается открыть постоянно действующий маршрут Де-Кастри - порты Юго-Восточной Азии.

Основные надежды с развитием морской деятельности в крае связаны с развитием крупнейшим транспортным узлом Хабаровского края - портом Ванино. Он расположен в центральной части Татарского пролива в четырех бухтах: Ванина, Мучке, Малая Ванина и Чум.

Существующие мощности порта позволяют перерабатывать нефтеналивные суда грузоподъемностью до 60 тыс. тонн и сухогрузы грузоподъемностью до 35 тыс. тонн. Использование судов большой грузоподъемности (40-150 тыс. тонн для навалочных и генеральных грузов, 150-200 тыс. тонн для наливных грузов) ограничено отсутствием глубоководных причалов, отвечающих современным требованиям.

Удобное географическое положение порта, благоприятные условия для строительства с наименьшими затратами глубоководных причалов (общей протяженностью до 3400 метров) вдоль побережья бухт Ванина и Мучке, где глубины у берегов внешнего рейда доходят до 18 м, вызвало заинтересованность крупных отечественных и ряда иностранных компаний в развитии порта и строительстве на его территории собственных перевалочных комплексов.

В настоящее время в развитии порта Ванино просматривается несколько потенциальных инвесторов. В первую очередь, это касается угледобывающих компаний, чьи экспортные возможности ограничиваются нехваткой имеющихся перевалочных мощностей в портах Дальнего Востока, при возросшем спросе на экспорт угля в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Расстояние доставки угля от основных месторождений по Байкало-Амурской железнодорожной магистрали до порта Ванино меньше, чем до порта Восточный, на 500 км. Кроме того, есть возможность строительства объектов, обеспечивающих повышение качества экспортируемого угля.

В целом, морские порты края обладают немалым потенциалом, который может быть использован при развитии инфраструктуры региона, связанной с обеспечением как внутренних, так и внешних перевозок. Все в основном упирается в отсутствие инвестиций.

 

Существующие органы управления морской деятельностью

Государственное учреждение "Морская администрация портов Ванино и Советская Гавань", находится в поселке Ванино.

В состав Морской Администрации портов Ванино и Советская Гавань входят филиалы в портах Де-Кастри, Николаевск-на-Амуре, Советская Гавань, Лазарев и портовый пункт Сизиман.

Ванинский филиал ФГУП «Росморпорт». В государственной собственности закреплены гидротехнические сооружения (причалы) морских портов, которые переданы в оперативное управление филиалам Федерального государственного унитарного предприятия "Росморпорт". Главной задачей ФГУП "Росморпорт" является государственное регулирование деятельности морских портов, в том числе их ремонт, развитие и строительство.

В состав этого филиала входят отделы в портах Николаевск-на-Амуре, Де-Кастри, Лазарев и Советская Гавань и портовый пункт Сизиман.

 

Деятельность по регулированию, охране и государственному управлению водными биологическими ресурсами на территории Хабаровского края, в территориальных водах и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, прилегающей к Хабаровскому краю, согласно действующим нормативно-правовым актам, осуществляют следующие государственные органы исполнительной власти:

Дальневосточная государственная морская инспекция ТОРПУ ФСБ Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области;

Министерство природных ресурсов Хабаровского края и его структурное подразделение - Главное управление рыбной промышленности;

Краевая межведомственная комиссия по определению долей вылова водных биологических ресурсов для прибрежного рыболовства в Хабаровском крае;

Хабаровский краевой рыбохозяйственный совет и рабочая группа Хабаровского краевого рыбохозяйственного совета.

 

Министерство промышленности, транспорта и связи Хабаровского края является органом, уполномоченным Правительством Хабаровского края, осуществлять функции эффективного управления и контроля в сфере морской деятельности Хабаровского края, проведения государственной политики по вопросам эффективной работы предприятий морского транспорта.

Главное управление рыбной промышленности Министерства природных ресурсов края является органом власти, уполномоченным Правительством Хабаровского края, осуществляющим функции эффективного управления и контроля в сфере использования, производства и охраны водных биоресурсов, координации деятельности предприятий и организаций рыбохозяйственного сектора экономики Хабаровского края, проведения государственной политики по вопросам пользования и распоряжения водными биоресурсами.

Межведомственная комиссия по определению долей вылова водных биологических ресурсов для прибрежного рыболовства и Хабаровский краевой рыбохозяйственный совет осуществляют координацию действий федеральных органов исполнительной власти, расположенных в Хабаровском крае и органов исполнительной власти края.

В состав краевой межведомственной комиссии, помимо представителей органов исполнительной власти Хабаровского края, входят представители следующих федеральных территориальных учреждений и государственных органов: Хабаровского филиала "ТИНРО-центр", Дальневосточного управления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства; УМНС Российской Федерации по Хабаровскому краю; УФСБ Российской Федерации по Хабаровскому краю; Дальневосточная государственная морская инспекция ТОРПУ ФСБ Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области.

Краевого рыбохозяйственного совета, созданный в 2002 году, осуществляет координацию деятельности субъектов отношений в области рыболовства, рыбного хозяйства и рассмотрения вопросов регулирования использования, воспроизводства и охраны водных биоресурсов, и также других целей. Состав совета также сформирован по принципу совместного участия в работе федеральных и краевых органов исполнительной власти. В его работе краевого рыбохозяйственного совета принимают участие представители: ФГУ "Амуррыбвод", Хабаровского филиала " ТИНРО-центр", Дальневосточного управления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства; УМНС Российской Федерации по Хабаровскому краю; Дальневосточная государственная морская инспекция ТОРПУ ФСБ Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области.

Кроме того, создан Координационный совет правоохранительных и природоохранных служб в сфере охраны водных биологических ресурсов для организации совместной работы в крае.

 

Общая характеристика морской деятельности

Морские перевозки

Каботажное плавание в Хабаровском крае в основном осуществляется для завоза грузов на социальные нужды (нефтепродукты и грузов снабжения) в северные районы края в ограниченные сроки летней навигации. Перевозки осуществляют ОАО "Амурское пароходство" и ОАО "Николаевский-на-Амуре морской порт" из порта Николаевск-на-Амуре в Охотский, Аяно-Майский и Тугуро-Чумиканский районы. В целом, каботажные перевозки в крае составляют незначительный объем, не более 3000 тонн в навигацию.

 

Основными участниками морской деятельности в крае являются:
 
Порт Ванино
 
Открытое акционерное общество "Ванинский морской торговый порт"

Крупнейшие собственники (акционеры)

Форма

собственности

Доля в уставном капитале (%)

Министерство имущественных отношений Российской Федерации, г. Москва

государственная

55,0

ЗАО "Система", г. Москва

частная

13,0

Физические лица

частная

32,0

Основные виды деятельности: погрузо-разгрузочные работы, складские и транспортно-экспедиторские операции, услуги портового флота.

Порт Ванино - крупнейший транспортный узел региона, который перерабатывает 70% всех грузов поступающих морским путем. Причалы порта расположены в четырех бухтах: Ванина, Мучке, Малая Ванина и Чум.

Порт имеет обширные транспортные связи. Он является конечной точкой Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. С краевым центром порт связан автомобильной дорогой Хабаровск - Лидога - Ванино. Постоянно действующая морская железнодорожно-автомобильная паромная переправа Ванино - Холмск связывает материк и остров Сахалин. В 30 км от порта находится аэропорт Советская Гавань, способный принимать самолеты Ту-154 и Ил-76.

В настоящее время мощности порта Ванино позволяют перерабатывать ежегодно до 12 млн. тонн экспортно-импортных, транзитных и каботажных грузов, 3,5 тысячи судов и 250 тысяч вагонов. Навигация в порту открыта круглый год. В порту имеется 20 причалов общей протяженностью около 3 км. Они входят в состав четырех перегрузочных комплексов и нефтеналивного терминала.

В последние годы в морском грузообороте внешнеторговых грузов России преобладают наливные (нефть и нефтепродукты), навалочные (уголь, минеральные удобрения, зерно, руды разных металлов), металлы, контейнеры и лесные грузы.

В соответствии с Транспортной стратегией России по наращиванию мощностей для перевалки навалочных грузов и Федеральной целевой программой "Модернизация транспортной схемы России (2002-2010 годы)" в порту Ванино Хабаровского края предусмотрено создание новых перегрузочных мощностей.

1) Первым из новых погрузочных комплексов в порту Ванино началось проектирование и строительство угольного терминала на 12 млн. тонн угля в год, расположенного на южном берегу бухты Мучка. Этот терминал после завершения его строительства будет самостоятельным перегрузочным комплексом, работающим в порту Ванино, не входящим в ОАО "Ванинский морской торговый порт".

2) Ванинский филиал ФГУП "Росморпорт" разработал ТЭО терминала для перевозки угля Эльгинского месторождения, которое является самым перспективным и экономически выгодным из всех угольных месторождений России. Оно имеет разведанные запасы 2,6 млрд. тонн, в том числе 1,6 млрд. тонн коксующие.

Освоение месторождения Эльга невозможно без строительства морского угольного терминала, который лучше всего осуществить в порту Ванино. Так как южный берег бухты Мучка занял СУЭК для своего угля, то терминал для Эльгинского угля целесообразно строить на северном берегу бухты Мучка, где для этого есть необходимая территория и глубины.

3) Крупным инвестором развития порта Ванино является ООО "Система" входящее в финансовую группу "Базовый элемент", который в настоящее время имеет до 20% голосующих акций ОАО "ВМТП". Они предполагают строить причалы № 21. 22, 23, 30, 31 глубиной 12,5 - 13 метров, общей длиной 700 метров, которые примыкают к существующим причалам, которые арендует у государства ОАО "ВМТП".

На этих причалах планируется перерабатывать прибывающий по импорту глинозем до 1,0 млн. тонн в год (в 2004 году переработано 404 тыс. тонн), до 0,8 млн. тонн алюминия (в 2004 году 817 тыс. тонн) и до 300 тыс. тонн лесных грузов.

4) Также инвестором, желающим осуществить строительство перегрузочных комплексов в порту Ванино, является ООО "Евразфинанс", созданное финансово-промышленной группой "Евразхолдинг".

В 2004 году оно заключило с Администрацией Ванинского района договор аренды земельного участка площадью 23 га на мысе Южный, расположенный на удалении от существующих причалов. Этот участок не имеет в настоящее время железнодорожных и автомобильных подходов, туда надо будет строить железнодорожную ветку длиной до 3 км., и ж/д станцию.

На акватории примыкающей к отведенному земляному участку можно построить без проведения дноуглубительных работ при минимальных затратах причалы глубиной 14-16,5 метров общей длиной 900 метров и с глубиной 12 метров длиной 450 метров.

Осуществление строительства такого перегрузочного комплекса позволит перерабатывать до 9 млн. тонн грузов в год, принимать суда грузоподъемностью до 120 тыс. тонн.

В примыкающей рядом бухте Чум можно осуществить строительство причалов с глубинами 17 метров, где более целесообразно перерабатывать наливные грузы, прибывающие по железной дороге или трубопроводу.

На построенном комплексе "Евразфинанс" предполагает перерабатывать 0,5 млн. тонн черных металлов, 0,7 млн. тонн металлолома, до 1 млн. тонн удобрений или рудного концентрата и до 7 млн. тонн угля. Необходимость строительства мощностей для переработки угля вызвана тем, что Евразхолдинг имеет свои доли в ОАО "Сибуглемет", "Шахта Распадская" и "Южбузбасуголь", половина угля которых не принята на угольный терминал порта Восточный.

С учетом ввода новых мощностей, увеличения роста производительности труда планируется увеличить объемы переработки грузов в порту Ванино к 2007 году до 15,8 млн. тонн, а к 2009 году до 26 млн. тонн.

 

Порт Де-Кастри

В порту Де-Кастри находится грузовой причал длиной - 292 метра, который находится в государственной собственности и передан в долгосрочную аренду Обществу с ограниченной ответственностью "Де-Кастрилес".

ООО "Де-Кастрилес" осуществляет все операции связанные с погрузкой морских судов.

Максимальные глубины у причала составляют - 7,5 метров, которые позволяют принимать суда грузоподъемностью до 10,0 тыс. тонн.

Порт имеет возможность одновременно обрабатывать у причала два судна.

В порту находится 4 портальных крана "Альбатрос" - грузоподъемностью 20 тонн.

Основной специализацией порта является перегрузка экспортного леса на морские суда в порты Японии, Кореи и КНР с годовым объемом до 300 тыс. тонн. На вывозке леса в основном работают морские суда Сахалинского морского пароходства грузоподъемностью 3,0 - 5,0 тыс. тонн, осуществляющих до 7 судозаходов в месяц.

В порту также осуществляется рейдовый налив нефтепродуктов ОАО "Роснефть-Сахалинморнефтегаз". Налив производится в 5,5 км от берега у плавучей платформы закрепленной на мертвых якорях.

Глубина рейдового налива составляет - 18 метров, что позволяет принимать танкера до 100 тыс. тонн грузоподъемностью, которые швартуются с помощью морских буксиров.

В настоящее время в северной части залива Чихачева компания "Эксон-Петролиум" приступила к строительству нефтяного терминала - одноточечной выносной платформы в 6,6 км от берега для отгрузки нефтепродуктов мощностью до 10,0 млн. тонн в год. На берегу будут расположены вспомогательные службы и хранилище для нефти емкостью 100,0 тыс. тонн.

Глубины у платформы составляют - 26 метров, что позволяет принимать танкеры грузоподъемностью до 200 тыс. тонн.

 

Порт Николаевск-на-Амуре

 

Открытое акционерное общество "Николаевский-на-Амуре морской порт"

Крупнейшие собственники (акционеры)

Форма

собственности

Доля в уставном

капитале (%)

Российский фонд федерального имущества

государственная

20,0

Физические лица

частная

80,0

 

Основные виды деятельности: перевозка грузов, погрузо-разгрузочные работы, обслуживание флота с выполнением природоохранных мероприятий, складские и транспортно-экпедиторские операции, заготовка леса.

Николаевский-на-Амуре порт является единственным в России, где причальные сооружения состоят из деревянных конструкций (ряжи из круглого леса). В результате этого, для поддержания порта в эксплуатационном состоянии, ежегодно проводится капитальный ремонт с заменой ряжей на сумму более 2,0 млн. рублей в год. В порту планируется строительство нового бетонированного причала, длиной 110 метров для переработки лесных грузов.

 

Морской Порт Советская Гавань

Специализируется на переработке лесных грузов на экспорт. Погрузку экспортного леса производят несколько стивидорных компаний с общим объемом перевалки от 450 до 500 тыс. м3 в год.

 

Порт Лазарев и портовый пункт Сизиман

Небольшие стивидорские компании; в основном специализируются на отгрузке лесных грузов на экспорт. Перерабатывают в год от 100 до 350 тыс. м3.

 

Подготовка кадров для флота

В Хабаровском крае осуществляется подготовка кадров для флота учреждениями высшего, среднего и начального профессионального образования.

Ежегодно краевые учебные заведения профессионального образования выпускают более 300 специалистов для эксплуатации и обслуживания судов по 10 специальностям по очной и заочной формам обучения.

Хабаровским государственным техническим университетом, Комсомольским-на-Амуре государственным техническим университетом и Хабаровским филиалом Новосибирской академии водного транспорта выпускаются около 80 специалистов по трем специальностям, средними специальными учебными заведениями - около 150 по четырем специальностям, училищами и лицеями начального профессионального образования - около 100 специалистов рабочих профессий по трем специальностям, востребованным на рынке труда, обеспечивая потребность данной отрасли в специалистах.

Специализированная подготовка кадров для строительства и обслуживания портов учебными заведениями края не осуществляется, однако учебные заведения технической направленности в достаточном количестве ежегодно выпускают специалистов строительных специальностей, эксплуатации подъемно - транспортного оборудования и других.

 

Рыбная промышленность Хабаровского края

Представляет собой сложный комплексный сектор экономики.

Основные виды морской деятельности предприятий и организаций рыбохозяйственного комплекса края

Основными видами морской деятельности предприятий и организаций рыбохозяйственного комплекса края является добыча, переработка и реализацией рыбной продукции.

Особенностями рыбопромышленной деятельности являются сезонность промысла, зависимость от климатических условий, трудности прогнозирования водных биологических ресурсов и определения рациональной доли их изъятия без ущерба для воспроизводства, что характеризует ее как сложный и проблематичный сектор экономики.

На территории края, по данным УМНС по Хабаровскому краю, зарегистрировано около 425 организаций осуществляющих деятельность по добыче и переработке рыбы.

Активную морскую деятельность ведут 85 предприятий отрасли, из которых 88% созданы в форме хозяйственных обществ, а 12% являются сельскохозяйственными производственными кооперативами.

 
Ресурсная база

Промысловая деятельность по добыче водных биоресурсов ведется в Охотском, Беринговом и Японском морях, на Восточной и Западной Камчатке, Северных и Южных Курилах, во внутренних водоемах края, а также в исключительной экономической зоне Японии.

Основными объектами промысла в исключительной экономической зоне Российской Федерации являются минтай, сельдь, палтус, терпуг, сайра, треска, а также нерыбные объекты - кальмар, креветка, крабы.

В прибрежной зоне осуществляется добыча нерестовой сельди, лососевых, мойвы, ламинарии, краба и других видов беспозвоночных.

Начиная с 2004 года, с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 20.11.2003 года № 704 "О квотах на вылов (добычу) водных биоресурсов" изменился порядок распределения квот между рыбопользователями. Квоты распределяются на договорной основе по долевому принципу.

Несмотря на ряд положительных моментов, введение новой системы распределения квот обострило проблему ресурсного обеспечения предприятий рыбной промышленности края.

Общая квота Хабаровского края в 2004 году составила 182,5 тыс. тонн (94,1% к 2003 году) и сложилась по следующим направлениям:

промышленная квота вылова рыбы и других водных объектов- 178,8 тыс. тонн, в том числе:

- квоты в исключительной экономической зоне Российской Федерации - 115,8 тыс. тонн;

- квоты в прибрежном рыболовстве - 56,7 тыс. тонн;

- квоты в зонах иностранных государств - 6,3 тыс. тонн;

- научно-контрольная квота - 3,7 тыс. тонн.

В результате произведенного закрепления долей, квоты края сократились не только по объектам промысла, ОДУ которых уменьшились (минтай, палтус, камчатский краб), но и по тем объектам, ОДУ которых остались на уровне 2003 года (треска, терпуг, сайра). В итоге, общая квота сократилась на 5,9% по сравнению с 2003 годом, в том числе по минтаю на 34%; палтусу на 39%; треске на 36%; терпугу на 50%; сайре на 58%.

В тоже время, в 2004 году увеличились квоты по сельди на 8,5%, в том числе по нерестовой - на 32%; лососевым на 18%; мойве на 70%, моллюскам на 86%.

Вылов (добыча) водных биоресурсов за 2004 год составила 133,4 тыс. тонн водных биоресурсов. Объем добычи по основным объектам промысла характеризуется следующими данными:

 

Наименование ВБР

Вылов, тыс. тонн

Темп роста

 

на 01. 01.2004

на 01.01.2005

2004/2003,%

Минтай

80,5

57,9

71,9

Сельдь

38,3

47,9

125,1

Лососевые

15,9

13,6

85,5

Крабы и креветки

3,2

2,5

78,1

Прочие

18,1

11,5

63,5

Всего

156,0

133,4

85,5

 

Основной объем вылова осуществлялся в 200-мильной зоне Российской Федерации - 65% от общего улова (87 тыс. тонн). В прибрежном рыболовстве добыто 25% уловов (33 тыс. тонн).

Основными причинами снижения объемов вылова по сравнению с 2003 года являются:

- сокращение объемов квот из-за снижения общих допустимых уловов по таким объектам промысла как минтай (в среднем на 15%, а по Охотскому морю на 34%), палтус (на 13,5%), камчатский краб (по Северо-Охотоморской подзоне более чем в 2 раза, по подзоне Приморье в 7 раз);

- не оправдавшиеся прогнозы науки по подходам горбуши в Татарском проливе, амурской кеты, горбуши и мойвы в Северо-Охотоморской подзоне: уловы лососевых по всем промысловым районам составили 13581 тонну или 63,8% ОДУ; из 16 тыс. тонн мойвы добыто только 36 тонн.

- задержка выхода приказов Федерального агентства по рыболовству по наваге и камчатскому крабу не позволило обеспечить освоение выделенных ресурсов в выгодные промысловые сроки.

Остаются проблемными вопросы освоения выделенных для прибрежного рыболовства квот по камбале, треске, наваге, минтаю в подзоне Приморье.

 
Производственная деятельность

В 2004 году предприятиями рыбной промышленности Хабаровского края выпущено 156 тыс. тонн рыбной продукции общей стоимостью 3614 млн. рублей.

Основными видами произведенной продукции являются: рыба мороженая, рыба соленая, рыба копченая, рыба сушено-вяленая, кулинарная продукция, икра, морепродукты, консервы и пресервы, техническая продукция.

Выпуск в натуральном выражении составил:

 

Наименование продукции

Выпуск

(тонн)

рыба живая (без сельди)

1487,5

рыба охлажденная (без сельди)

305

рыба мороженая (без сельди)

84768

рыба спецразделки (без сельди)

1063

филе (без сельди)

4

рыба соленая (без сельди)

624

сельдь всех видов обработки

52423

рыба копченая (без сельди)

559

рыба сушено-вяленая

141,5

кулинарные изделия

287

маринады

4

балычные изделия

167

фарш пищевой

5,6

икра всего

2073

морепродукты

3930

консервы, пресервы (туб)

14940

прочие

160

техническая продукция

2793

 

Конкурентоспособность продукции производимой предприятиями рыбной отрасли Хабаровского края растет из года в год. Этому способствует: внедрение новых технологий переработки рыбного сырья, новых видов упаковочных материалов, нового оборудования по переработке и упаковке рыбной продукции. При общем снижении ОДУ водных биологических ресурсов, все большая доля рыбного сырья направляется на переработку и выпуск высокотехнологичной продукции. В 2004 году предприятиями отрасли выпущено около 40 наименований новых видов рыбной продукции.

В 2004 году предприятиями отрасли продолжено производство инновационной продукции. Абсолютно новыми продуктами стали рыбные и икорные масла, пищевые продукты "Ламидан" и "Ламифарен" из бурых водорослей, для диетического (лечебного и профилактического) питания в восстановительной медицине и комплексной терапии многих заболеваний, нетрадиционные рыбоовощные салаты и комбинированные рулеты из разных пород рыб.

 
Основные производственные фонды отрасли

Материально-техническая база рыбной отрасли Хабаровского края включает промысловый, приемо-перерабатывающий и транспортный флот, а также объекты берегового производства. Общая стоимость основных производственных фондов рыбной промышленности края по состоянию на 01.01.2005 года (оперативно) составляет 1437 млн. рублей. Около 40% основных средств составляют производственное оборудование, транспортные средства, а также производственный и хозяйственный инвентарь.

Основная доля (около 70%) морозильных и холодильных мощностей сосредоточено на добывающих судах. Кроме того, в крае имеются судовые мощности по производству консервов (РК ПБ "Всеволод Сибирцев" ООО "РК "Восток-Запад").

Береговыми производственными мощностями располагают 34 предприятия.

Общая мощность холодильников составляет 23752 тонн единовременного хранения. Морозильные мощности береговых предприятий обеспечивают заморозку рыбного сырья в объеме 678 т/сутки. Кроме того, на предприятиях имеются посольные мощности на 3756,0 тонн единовременной вместимости; мощности по копчению производительностью 23,5 тонн в сутки, а также мощности по выпуску консервов (пресервов) в количестве 8,4 туб в сутки.

Потребность в капитальных вложениях для развития береговых и судовых производственных мощностей согласно плану технического перевооружения составляла в 2004 году 170 млн. рублей. Фактически в отрасль инвестировано 155 млн. рублей.

Основные направления финансовых вложений:

- установка скороморозильного оборудования - 80 млн. рублей;

- модернизация производства - 60 млн. рублей, в том числе для высокой степени переработки сырья - 20 млн. рублей;

- строительство холодильников по хранению сырья и готовой продукции - 15 млн. рублей.

Основным источником финансовых вложений в развитие производства являются собственные средства предприятий и организаций.

В целом за 2004 год на приобретение судов, а также модернизацию и техническое перевооружение отрасли направлено около 360 млн. рублей.

 

Наиболее крупными инвестиционные вложения в 2004 году осуществлены следующими предприятиями отрасли:

- ООО "Морское рыбное дело": приобретено и переоборудовано добывающее судно СТР "Ариус". Общий объем капитальных вложений 90 млн. рублей. С реализацией проекта дополнительно созданы рабочие места числом 28-30 занятых.

- ООО "Востокрыбпром": переоборудовано судно "Герои Шероницы", произведен ремонт и приобретение оборудования и промвооружения на другие суда компании. Общий объем инвестиций составил 33 млн. рублей.

- ООО " Транзит": приобретено добывающее судно РТМ "Мыс Елизаветы". Общий объем финансовых вложений составил около 30 млн. рублей. Дополнительно созданы рабочие места числом 75-80 чел.

- ООО "Янтарь": произведен ремонт и переоборудование судна БМРТ "Янтарь-1" общим объемом капитальных вложений на сумму 45 млн. рублей.

Рыболовецкая артель "Иня": приобретены два судна РС -300 и технологическое оборудование. Общий объем инвестиций составил 19 млн. рублей.

 

Трудовые ресурсы

Общая численность занятых в рыбном комплексе Хабаровского края составляет 6,4 тыс. человек.

Наибольшая концентрация работающих в рыбной отрасли относится к прибрежным районам Хабаровского края, где основная часть населения традиционно занята рыбохозяйственной деятельностью.

В настоящее время, рыбная отрасль края укомплектована специалистами на 95%.

В связи с переориентацией отрасли на выпуск продукции высокой степени переработки, ощущается недостаток специалистов по глубокой переработке рыбного сырья: инженеров-технологов, техников-технологов; высококвалифицированных вспомогательных рабочих по обслуживанию современного оборудования.

Ряд предприятий нуждаются в квалифицированных кадрах рабочих профессий. На предприятия рыбной отрасли края требуются механизаторы широкого профиля, электрослесари, автокранщики и стропальщики, водители авто- и электропогрузчиков, рабочие строительных специальностей.

Профессиональную подготовку инженеров-технологов осуществляет высшее учебное заведение - ДАЛЬРЫБВТУЗ г. Владивосток.

Проблема подготовки и переподготовки технических кадров различных специальностей решается в системе средних специализированных учебных заведений, профессионально-технических колледжах и лицеях, специализированных курсах, расположенных как в Хабаровском крае, так и других регионах Дальнего Востока. Укомплектование рабочими кадрами, в основном, производится из числа молодежи, отслужившей срочную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации и проживающей на территории прибрежных поселков.

Переподготовку специалистов среднего звена производит Хабаровский институт повышения квалификации кадров в области экологии и природопользования.

 
Производственные, технологические, иные связи с другими отраслями

Наиболее длительные хозяйственные связи рыбопромышленных предприятий отрасли сложились с предприятиями и организациями железнодорожного, автомобильного и водного транспорта, обеспечивающих перевозку сырья и рыбной продукции.

Кроме того, осуществляется взаимодействие с производителями основного и вспомогательного технологического оборудования и запасных частей к нему, а так же тары и тарных материалов.

Например, ООО "Дальреммаш" г. Хабаровск освоил и выпускает широкий ассортимент технологического оборудования, оснастки, запасных частей и инструмента для переработки рыбы и морепродуктов. За 2004 год предприятиями отрасли приобретено продукции предприятия на сумму более 2 млн. рублей.

Предприятия нефтеперабатывающего комплекса традиционно поставляют топливо и горюче-смазочные материалы для предприятий отрасли на сумму 180-200 млн. рублей ежегодно. Производится завоз твердого топлива для производственных нужд на 6,5-7,0 млн. рублей и приобретение электроэнергии на 20-22 млн. рублей.

Основные объемы продукции производственно-технического назначения, строительные материалы и иное приобретается в снабженческих и торговых предприятиях различных форм собственности и индивидуальных предпринимателей.

 

Приморские города, районы и поселки

Перечень портовых городов, приморских поселков и населенных пунктов, непосредственно связанных с морской деятельностью:

 
Охотский район

Администрация муниципального района находится в поселке городского типа Охотск. Население - 5,5 тыс. жителей, социально-экономическая ситуация - стабильная.

В поселке располагаются:

- Федеральное государственное унитарное предприятие "Охотский морской рыбный порт" (грузооборот до 50 тыс. тонн, три причала, глубины до 6 м);

- таможенный пост "Охотск" Хабаровской таможни;

- пограничный контролерский пост Магаданского погранотряда;

- капитан порта и портнадзор.

- Каботажное плавание дальностью до 100 км с рейдовой разгрузкой с использованием плашкоутов осуществляется между населенными пунктами района: с. Булгин (698 чел. жителей), с. Вострецово (1094 чел.), п. Морской (352 чел.), п. Новое Устье (657 чел.), п. Новая Иня (737 чел.), с. Иня (608 чел.).

 
Аяно-Майский район

Администрация муниципального района находится в селе Аян. Население - 1,3 тыс. жителей, социально-экономическая ситуация - стабильная. Морского сообщения между селами района нет.

 
Тугуро-Чумиканский район

Администрация муниципального района находится в селе Чумикан. Во всех населенных пунктах района социально-экономическая ситуация - депрессивная.

Село Чумикан (1,28 тыс. жителей) и село Тугур (0,5 тыс. жителей).

Грузы в села района доставляются в рамках "северного завоза" из Николаевского морского порта с использование катеров и плашкоутов грузоподъемностью до 700 тонн.

 
Николаевский район

Администрация муниципального района (городского округа) находится городе Николаевск-на-Амуре. Население - 27,7 тыс. жителей. Социально-экономическая ситуация - стабильная.

Связанные с морской деятельность предприятия и учреждения:

Филиал ГУ "Морская администрация портов Ванино и Советская Гавань"; отдельный контрольно-пропускной пункт ""Николаевск-на-Амуре"; Николаевский таможенный пост Амурской таможни; Инспекция по карантину растений "Нижнеамурский пограничный пункт", санитарно-карантинный отдел Амурского зонального центра Госсанэпидемнадзора на транспорте (водном и воздушном); пункт пропуска "Николаевский-на-Амуре морской торговый порт".

Коммерческую деятельность осуществляют:

Николаевский-на-Амуре отдел флота ОАО "Амурское пароходство"; ОАО "Николаевский-на-Амуре морской порт"; ЗАО "Николаевская-на-Амуре РЭБ флота".

 

Портовые пункты в составе порта:

Поселок городского типа Лазарев. Население - 2,0 тыс. человек, социально-экономическая ситуация - стабильная.

Осуществляется рейдовая погрузка экспортного леса.

В поселке расположены:

- филиал ГУ "Морская администрация портов Ванино и Советская Гавань";

- пост пограничного контроля "Лазарево".

Каботажное плавание осуществляется через Николаевский-на-Амуре морской порт, через который доставляется "северный завоз" грузов в населенные пункты края.

 
Ульчский район

Администрация муниципального района находится в селе Богородское.

На территории района имеется единственный населенный пункт, связанный с морской деятельностью - поселок Де-Кастри с численностью населения 4,2 тыс. человек.

Через морской порт Де-Кастри производится отгрузка лесопродукции на экспорт; к нему ведется строительство магистрального нефтепровода и нефтеотрузочного терминала по проекту освоения месторождения "Сахалин-1".

В поселке Де-Кастри располагается:

филиал ГУ "Морская администрация портов Ванино и Советская Гавань" и таможенный пост Амурской таможни,.

 
Ванинский район

Администрация муниципального района находится в поселке городского типа Ванино.

С морской деятельностью связан только поселок Ванино. Население 10,0 тыс. жителей, относящийся к стабильно развивающимся территориям.

В поселке Ванино располагаются:

- ГУ "Морская администрация портов Ванино и Советская Гавань";

- Ванинский филиал ФГУП "Росморпорт";

- Ванинский морской торговый порт;

- Ванинская таможня;

- отделение пограничного контроля;

- паромная переправа "Ванино - Холмск";

- ЗАО "Транс-Ванино-Корпорейшнл";

- ООО "Международное Дальневосточное судоходное агентство "Инфес";

- Ванинский филиал СГМА "Инфлот".

 
Советско-Гаванский район

Единая администрация муниципального района и города находятся в городе Советская Гавань. Население - 30 тыс. жителей, социально-экономическая ситуация - стабильная.

В городе располагаются учреждения, связанные с морской деятельностью:

- отдел Ванинского филиала ФГУП "Росморпорт" в порту Советская Гавань;Советско-Гаванский таможенный пост Ванинской таможни;

- капитан морского рыбного порта;

- пункт пограничного контроля;

- пост иммиграционного контроля;

- представитель госветнадзора на границе и транспорте;

- представитель государственной инспекции по карантину растений.

 

Коммерческую деятельность осуществляют предприятия:

- ООО "Советско-Гаванская судоремонтная компания";

- завод "Паллада" - филиал Амурского судостроительного завода;

- СП "Совгавань-порт",

- ООО "Демби-порт";

а также рыбоперерабатывающие предприятия:

- ООО "Совгавань-рыба",

- ООО "Востокрыбпром",

- ООО "Паллукс";

Каботажные рейсы до 100 км выполняются в п. Гроссевичи и п. Нельма; г. Советская Гавань; п. Лососина (Советско-Гаванский район); г. Николаевск-на-Амуре; п. Ванино; п. Датта (Ванинский район); п. Охотск; п. Новое Устье (Охотский район); п. Вострецова (Охотский район); п. Булгин (Охотский район); п. Новая Иня (Охотский район); п. Аян; п. Чумикан; п. Де-Кастри.

 

Флот

Морской транспорт в Хабаровском крае принадлежит:

 

ОАО "Амурское пароходство".

Крупнейшие собственники (акционеры)

Форма

собственности

Доля в уставном капитале (%)

Министерство имущественных отношений Хабаровского края

краевая

32,1

Министерство имущественных отношений Российской Федерации, г. Москва

государственная

25,5

ООО "Восток-Контракт", г. Хабаровск

частная

25,5

"Линквест Гонконг ЛТД", Корея

частная

7,0

 

Морской транспортный флот пароходства состоит из 21 сухогрузного судна и двух танкеров типа "река-море" общей грузоподъемностью свыше 70,0 тысяч тонн (реестр флота прилагается). Средний возраст судов 19 лет. Замена флота - это главная проблема пароходства.

Эти суда в основном используется для вывоза экспортного леса из пунктов Нижнего Амура, порта Лазарев и портового пункта Сизиман и завоза грузов в северные районы края. В зимний период они используются для вывоза различных грузов из портов Приморья.

В составе промыслового флота 86 судов, в том числе:

- добывающие суда - 71 единица или 83% от общего количества с преобладанием среднетоннажных судов - 66% от общего числа;

- приемо-перерабатывающий флот - 5 единиц, в том числе две плавбазы: МПБ "Камчатский шельф" (ООО "Хабаровскрыба") и РК ПБ "Всеволод Сибирцев" (ООО "РК "Восток-Запад");

- транспортно-рефрижераторный флот - 10 единиц или 12% от общего количества.

Возрастной состав флота характеризуется высокой степенью физического износа: более 60% судов находится за пределами нормативного срока службы.

Особенностью рыбной промышленности является наличие рыбообрабатывающих мощностей как на промысловых и приемо-перерабатывающих судах, находящихся в море, так и на береговых предприятиях.

 

Защита и сохранение морской среды

Морское побережье Хабаровского края - это область интенсивного рыболовства, форсированного освоения шельфовых месторождений нефти и многочисленных военных и военно-морских баз, часть из которых ныне заброшена. Антропогенное воздействие значительно варьирует по интенсивности на всем протяжении их береговой линии. Плотность населения незначительна.

Между тем район северо-западной части Тихого океана, который омывает и территорию Хабаровского края, остро нуждается в разработке стратегии сохранения морской среды с тем, чтобы не только обеспечить спасение нашего величайшего природного наследия, но и изменить принципы использования биологических ресурсов, придав ему неистощительный характер. Это, в частности, относится к развитию прибрежного рыболовства и традиционного использования морских ресурсов коренным и старожильческим населением на территории края.

Среди антропогенных факторов, оказывающих воздействие на биологическое разнообразие северо-западной части Тихого океана наиболее критическими представляются следующие: чрезмерная эксплуатация морских биологических ресурсов и другие отрицательные эффекты рыболовства, ущерб экосистемам в результате индустриального освоения шельфа, ущерб экосистемам водосборных бассейнов

Чрезмерная эксплуатация морских биологических ресурсов вызвана тем, что в 1990-е годы по мере того, как промысел за пределами исключительной экономической зоны сокращался, нагрузка на дальневосточные воды быстро росла.

В результате приватизации рыбной промышленности Дальнего Востока изменилась структура вылова, на первое место вышла добыча видов, экспорт которых приносит огромные доходы, таких как морские ежи, гребешки, крабоиды и крабы. Перебор квот и перегрузка нелегально добытой продукции в море или выгрузка ее в зарубежных портах стали обычным делом.

Присутствие наблюдателей на борту российских судов, которые ведут промысел в соответствии с обычными коммерческими квотами по закону не обязательно, поэтому возможности оценки превышения квот крайне ограничены. В погоне за быстрой выгодой значительная часть квот продается за рубеж. Хотя иностранные суда и должны иметь на борту наблюдателей, промышляющие компании обладают богатыми возможностями их подкупа, так что истинные размеры иностранного вылова в экономической зоне России остаются неустановленными.

По мере того, как деятельность многих приватизированных предприятий прибрежного рыболовства сворачивалась вследствие просчетов в управлении и отсутствия инвестиций, тяжелая экономическая ситуация и растущая фактическая безработица подталкивали распространение прибрежного браконьерства среди местного населения. Ситуация на внутреннем рынке отозвалась резким увеличением количества незаконно заготавливаемой икры лососевых рыб, а спрос на внешнем рынке Восточной Азии привел к беспрецендентному развитию браконьерства при промысле морских ежей, крабов, гребешков и, в особенности трепанга. Изъятие этих видов происходит настолько быстро, что, уже в течение нескольких лет они, из преобладающих в донных сообществах видов становятся второстепенными и даже редкими.

Незаконные промысел и сбор промысловых беспозвоночных часто отмечается и на охраняемых акваториях несмотря на, в общем, более строгий контроль.

Существующие службы контролируются разными органами власти на федеральном уровне и уровне края, при этом их деятельность испытывает практическое отсутствие координации, а нормативное обеспечение явно недостаточно.

Прямые эффекты чрезмерного промысла, которые выражаются в резком сокращении запасов и, соответственно, отражаются на успехе промысла, до известной степени предсказуемы. Побочные и непрямые эффекты использования тех или иных способов и орудий лова не столь очевидны. Существует много свидетельств, что промысел оказывает глубокое воздействие на экосистему в целом даже в том случае, если промысловые популяции не обнаруживают явного снижения численности. Например, сам характер донного траления связана с серьезным нарушением местообитаний бентоса.

Среди других примеров побочного эффекта промысла стоит использование дрифтерных сетей, используемых японскими рыбаками в экономической зоне России для лова лососей. В эти сети попадают, и нередко в заметном количестве, морские птицы и дельфины. Ночная работа краболовных баз, использующих мощные и яркие прожекторы, может создавать серьезную помеху мигрирующим птицам и приводить к их гибели. Потерянные на дне крабовые ловушки, сделанные целиком из синтетического материала, как правило, продолжают ловить в течение длительного времени, губя все, что туда попадает. Что касается других современных орудий лова, то их воздействии на экосистему не может быть сейчас оценено даже в первом приближении.

Промышленное освоение открытых морских пространств это сравнительно новый фактор антропогенного воздействия на экосистемы морей Дальнего Востока России и Хабаровского края в частности. В первую очередь это связано с реализацией международными нефтяные компаниями эксплуатации шельфовых участков, в частности восточного шельфа Сахалина.

Между тем та часть Охотского моря, где ведется строительство трубопровода, характеризуется высокой биомассой бентоса и является участком нагула серых китов Охотско-Корейской популяции, которая признана в высокой степени уязвимой. Современные оценки ее численности варьируют от 100 до 200 экземпляров. Независимые эксперты полагают, что перекачка нефти в этом районе суровых штормов, сезонного ледообразования и подвижек льда представляет собой весьма рискованное предприятие: ущерб экосистеме в случае аварии окажется непредсказуем.

В сложившейся ситуации, когда данных для полномасштабной стратегической оценки воздействия на окружающую среду при разработке морского углеводородного сырья в морях Дальнего Востока России явно недостаточно и отсутствуют проверенные методы оценки экологического риска, связанного с ускоренным развитием нефтегазовых ресурсов на шельфе Охотского и Берингова морей, их разработка представляется преждевременной и несущей угрозу биологическому разнообразию.

Ущерб, причиняемый экосистемам водосборных бассейнов и связанный со сведением лесов, лесными пожарами, добычей золота и других минеральных ресурсов, строительством дорог и трубопроводов, не только тяжело отражается на речных экосистемах, но и оказывает значительное воздействие на приустьевые участки моря. Повышенная эрозия и увеличение содержания выносимой реками взвеси, вынос загрязнителей отрицательно сказываются на режиме осадконакопления в прибрежных морских зонах. Это приводит к значительному ухудшению условий питания рыб и птиц в приустьевых пространствах. Опыт оценки влияния экологических нарушений в водосборных бассейнах на морские экосистемы на Дальнем Востоке России отсутствует, нет и комплексных планов по сохранению биологического разнообразия одновременно в морях и водосборных бассейнах.

Дополнительную угрозу (более локализованную) для биологического разнообразия в морях Дальнего Востока России представляют следующие факторы:

- загрязнение портов и акваторий, примыкающих к приморским городам;

- остатки, отходы военных баз и захоронение химических и радиоактивных отходов; военно-морского флота;

- плохо контролируемая прибрежная рекреационная активность.

Все охарактеризованные выше процессы антропогенного воздействия на моря северо-западной части Тихого океана протекают на фоне глобальных изменений в атмосфере и гидросфере. Меняющаяся климатическая ситуация действует совокупно с разнообразными антропогенными факторами, модифицирует их воздействие на морские экосистемы, часто делая его еще более разрушительным.

 

Международное сотрудничество, кооперация

За 2004 год предприятиями рыбной отрасли Хабаровского края поставлено на внешний рынок 60,0 тыс. тонн море- и рыбопродукции на сумму 67,9 млн. долларов США. Эффективность экспорта повысилась. Средняя цена отгруженной на внешний рынок продукции увеличилась с 987 до 1132 долларов США за тонну.

Доля экспорта рыбной продукции и морепродуктов в общем объеме экспорта края за 2004 год оставила 3,7%.

В структуре экспорта основную долю, как и в предыдущие годы, составила мороженая рыба - 92,4%.

Поставки на внешний рынок мороженой рыбы в 2004 году характеризуются увеличением продажи рыбы более высокой степени переработки, объемов отгрузки валютоемких видов - палтуса, трески, окуня и значительным увеличением цен реализации продукции из минтая.

Основные объемы продукции в 2004 году отгружены в Республику Корея (42,7%), США (30,6%), Китай (9,0%), Японию (8,3%) при этом основным импортером наиболее валютоемкой продукции (ракообразные и икра) на протяжении рядя лет, является Япония.

В 2004 году рыбопродукцию на внешний рынок поставляли 27 предприятий рыбной отрасли края.

Повышение эффективности поставок продукции на внешний рынок за 2004 год отмечается у большинства предприятий, что положительно повлияло на результаты поставок в целом по отрасли края.

 

Вклад различных видов морской деятельности в ВРП

В период экономических преобразований в крае почти в 2 раза снизились объемы переработка грузов в морских портах.

Вместе с тем, в портах был сохранен производственный и кадровый потенциал, а также активно проводилась работа по поиску новых грузопотоков.

Всего за 2004 год перевезено предприятиями морского транспорта 56,7 тыс. тонн грузов, что составляет 0,2% всех перевозок по Хабаровскому краю, грузооборот за этот же период сократился к предшествующему 2003 году на 30,5% и составил 27,4 млн. тонн км, что составляет 0,05% всего грузооборота по Хабаровскому краю.

Начиная с 2001 года, наблюдается постепенный рост объемов переработки грузов в морских и речных портах на 10,1% ежегодно. Так, в 2003 году морскими портами края переработано 10 207 тыс. тонн грузов, что на 22,4% больше, чем в 2002 году.

Силами и средствами Ванинского и Николаевского морских портов в 2004 году переработано 5943,6 тыс. тонн грузов, что на 0,7% больше, чем в 2003 году, из них 3262,9 тыс. тонн - экспортных грузов, 476,0 тыс. тонн - импортных, 2092,5 тыс. тонн - каботажных, 112,2 тыс. тонн - грузы не связанные с морским грузооборотом.

 

Структура перевозок грузов морским транспортом общего пользования по видам грузов (в процентах)

Наименование

2000

2001

2002

2003

Отправление грузов - всего

100

100

100

100

в том числе:

каменный уголь

6,3

5,8

5,6

5,2

нефть и нефтепродукты

12,7

8,7

8,5

9,2

руда железная и марганцевая

0,0

0,0

0,0

0,1

черные металлы

17,4

21,2

20,4

20,1

лом черных металлов

0,06

0,1

0,1

0,0

лесные грузы

14,3

32,5

32,1

32,3

зерно и продукты перемола

3,0

2,0

1,8

1,1

строительные грузы

1,2

1,3

1,2

1,4

другие грузы

45,0

28,4

30,3

30,6

 

Объем грузовых перевозок альтернативных перевозчиков составил 56,8 тыс. тонн (72,6% к 2002 году). На их долю в общем объеме перевозок приходится 51,2% перевезенных грузов. Доходов получено на сумму 430,2 млн. рублей, в том числе от перевозок грузов 25,4 млн. рублей (5,9% от общей суммы доходов), от погрузочно-разгрузочных работ 383,8 млн. рублей (89,2%), от буксировки судов 21,0 млн. рублей (4,9%).

В наличии у организаций на конец года находилось 12 собственных и 4 арендованных транспортных судна, из них суда старше 20 лет составили 68,8%.

 

Рекреационные возможности Хабаровского края

Природно-рекреационный потенциал Хабаровского края обладает высоким разнообразием, что во многом объясняется особенностями географического положения территории и ее историко-экономического развития. Территория края является уникальной по обилию необычных форм рельефа, рек, озер, редкому сочетанию видов растений и животных и их сообществ.

Край омывается водами Охотского и Японского (Татарский пролив) морей. Протяженность береговой линии (включая острова, крупнейшие из которых - Шантарские) - 3390 километров. На побережье Татарского пролива выделяются удобные для сооружения портов акватории - залив Чихачева, бухта Ванино и особенно - уникальный комплекс глубоководных, хорошо защищенных и обширных бухт, образующих залив Советская Гавань. Этот залив, а также соседняя бухта Ванино, доступны для судов и в зимний период. Для края характерна хорошо развитая речная сеть. Большая ее часть относится к бассейну Тихого океана (реки Амурского бассейна), меньшая - к бассейну Ледовитого океана (реки Ленского бассейна).

В современных условиях для развития туризма в крае характерна тенденция локальности и очаговости освоения ресурсного туристского потенциала, в связи с чем, востребованы лишь те ресурсы, которые транспортно и финансово доступны. Преобладающим в использовании рекреационных возможностей морского побережья края остается использование природного туристского потенциала, основная часть которого, несмотря на уникальность, в силу труднодоступности, остается невостребованной. В большей степени это относится к северным районам Хабаровского края.

Суровость климата на большей части побережья (благоприятный для туризма период времени в течение года - 2-3 месяца), труднодоступность большей части рекреационных ресурсов обуславливают отсутствие обустроенных туристских объектов на всем побережье Хабаровского края. Исключение составляют небольшие участки побережья вблизи крупных населенных пунктов: Советская Гавань, Ванино, Николаевск-на-Амуре, Аян, Охотск в инфраструктуре которых имеется слаборазвитая сеть ведомственных баз отдыха, в настоящее время не используемых в целях международного и внутреннего туризма. Из числа туристских баз, расположенных на побережье, используемые в настоящее время для специализированных видов туризма три частные турбазы, расположенные в устье реки Копи, оборудованные и имеющие достаточный сервис для размещения иностранных и российских туристов.

Перспективным направлением развития туризма в охото-морском районе являются морские круизы вдоль побережья Татарского пролива и Охотского моря. В настоящее время потенциальными туристскими ресурсами края для следующих на круизных судах туристов из США, Японии, Германии, Австралии, являются природные объекты, такие как: Шантарские острова, Мальминские острова, бухта Федора, остров Ионы. Сдерживающими фактором в развитии данного вида туризма являются: отсутствие отечественных специализированных круизных судов, отсутствие технически оснащенных портовых сооружений на побережье, отсутствие единой законодательной и нормативной основы для оперативного оформления заходов иностранных круизных судов и их подходов к необорудованному побережью. По этим причинам из 30 морских иностранных круизных судов, принятых на протяжении последних лет в порту Петропавловск-Камчатский, только два совершили заход в морскую акваторию Хабаровского края с посещением вышеназванных природных объектов.

Таким образом, несмотря на наличие большого числа природных туристских объектов и локальных мест с лечебными факторами, сеть рекреационных объектов (санатории курорты, дома отдыха, и др.) на морском побережье Хабаровского края развита слабо. Сдерживающими факторами в развитии рекреационного туризма являются:

- суровость климата на большей территории побережья;

- труднодоступность мест благоприятных для отдыха;

- слаборазвитая транспортная инфраструктура (отсутствие круизных судов, технически оснащенных портовых сооружений, автомобильных дорог и др.);

- несовершенство законодательной и нормативной базы регулирующей отношения в области организации морского круизного туризма.

В настоящее время только в Ванинском районе имеется дом отдыха на 70 мест, в котором ежегодно обслуживаются до 720 человек, 2 базы отдыха на 170 мест с обслуживанием 1,4 тыс. человек в год и 2 профилактория с обслуживанием 1,6 тыс. человек в год.

 

Актуальные проблемы развития морской деятельности

Правительство Хабаровского края реализует последовательную и преемственную национальную морскую политику, установленную Морскую доктрину Российской Федерации на период до 2020 года, путем выполнения краткосрочных и долгосрочных задач по Тихоокеанскому региональному направлению.

Основное значение в выполнении поставленных задач придается активизации морских перевозок в связи с растущим участием российского Дальнего Востока в разделении труда в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Правительство края способствует ОАО "Амурское пароходство" в строительстве и обновлении морского флота.

Пароходство в 1995 -1998 годах построило на Амурском судостроительном заводе два теплохода река-море плавания типа "Волга" стоимость последнего из них 6,5 млн. долларов США. Сегодня строительство судов такого класса оценивается более 8 млн. долларов.

В связи с отсутствием достаточных финансовых средств на строительство новых судов, ОАО "Амурское пароходство" в 2004 году приступило к реализации поэтапной программы реновации морских судов "река-море" типа "Сормовский" с постановкой их на капитальный ремонт и заменой центральной части корпуса. Стоимость работ переоборудования каждого судна составляет около 1600 тыс. долларов США. Работы проводятся на судоремонтных заводах КНР.

Амурское пароходство вынуждено проводить реновацию судов в КНР, так как настоящее время в России нет отлаженной схемы строительства флота, а судовладельцы не имеют достаточных средств для его строительства. Кредитные организации (банки) не желают, опасаются выдавать кредиты более чем на 5 лет. Государственные программы по обновлению торгового флота Росси и прекратили свое существование.

Сегодня необходима реальная действующая Программа по строительству морских судов, утвержденная Правительством Российской Федерации, на основе долгосрочного финансового лизинга с льготными условиями кредитования и налогообложения

В целях развития прибрежно-портовой инфраструктуры и российского флота на Дальнем Востоке, особенно в порту Ванино, Правительство края активизирует работу с Министерством транспорта Российской Федерации по координации мероприятий по созданию Ванинского транспортно-логистического узла и реализации на его базе проекта пилотных механизмов частно-государственного партнерства.

Правительство края принимает меры по:

- активизации сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона по обеспечению безопасности мореплавания, борьбе с пиратством, наркобизнесом, контрабандой, оказанию помощи судам, терпящим бедствие и спасанию жизни на море;

- повышению эффективности использования существующей транспортной инфраструктуры региона для привлечения на Транссибирскую магистраль транзитных грузов из Юго-Восточной Азии и США в Европу и другие страны, реализация мер, направленных на максимальное освоение национальной грузовой базы в данном регионе.

 

Региональные и местные СМИ, освещающие морскую тематику

Краевые газеты "Тихоокеанская Звезда", "Приамурские ведомости", "Дальневосточные бизнес-вести" и "Дальневосточный бизнес-вектор", районных и городские газеты "Амурский Лиман" (г. Николаевск-на-Амуре), "Восход Ванино" (п. Ванино), "Советская звезда" (г. Советская Гавань).

С мая 2004 года ОАО "Амурское пароходство" возобновило выпуск малотиражной газеты "Речник Амура".

Ассоциация рыбопромышленников Хабаровского края издается газета "Рыбак Хабаровского края".

| Общие сведения | События | Ссылки | Новости | WAP | PDA |
Официальный сайт Морской Коллегии при Правительстве Российской Федерации. Создан в рамках ФЦП "«Электронная Россия» 2002-2010 гг."
return_links(); ?>