Главная Обратная связь Карта портала
   06 Июня, Суббота

Искать в разделе Найти
Расширенный поиск
Общие сведения Нормативные правовые акты Морская деятельность Безопасность морской деятельности
Информация о морской среде Международное морское право Приморские регионы России Общественные организации
Атлантическое направление
Арктическое направление
Тихоокеанское направление
Каспийское направление
Сахалинская область
Приморский край
Хабаровский край
Магаданская область
Камчатский край
Чукотский автономный округ

Сахалинская область
Версия для печати

Особенности Сахалинской области, связанные с ее приморским положением

Сахалинская область, принадлежит к небольшому числу субъектов Российской Федерации, имеющих сложную транспортную схему, связывающую регион с основной частью страны. Это - единственная в России административная территория, расположенная на 59 островах. Обладая выгодным географическим расположением, исключительными природными ресурсами, таким как нефть, газ, уголь, область при этом относится к регионам с неустойчивым транспортным сообщением.

Островное положение Сахалинской области предопределяет ведущую роль морского транспорта, так как практически все грузы на Сахалин и Курилы, а также в обратном направлении на материк и в зарубежные страны доставляются морем. Основные грузы производственно-технического назначения, такие как: нефтепродукты, машины, оборудование, цемент, прокат черных металлов и основные продукты питания, производство которых на островах недостаточно для жизнеобеспечения области, поступают из других регионов морским путем в порты области, в основном в Холмск и Корсаков, откуда доставляется потребителям по железной дороге и автотранспортом. Поэтому экономика области неразрывно связана с функционированием транспортного комплекса, обеспечивающего производственные, внутриобластные и межрегиональные связи, сферу обращения товаров и услуг в удовлетворении населения в перемещении.

В целях совершенствования управления морской деятельностью, в соответствии с рекомендациями Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации, постановлением губернатора Сахалинской области от 20 января 2005 года создан Совет по морской деятельности при губернаторе Сахалинской области. Первое заседание Совета запланировано на апрель 2005 года.

Управление портами осуществляется Федеральное государственное учреждение "Морская администрация портов Сахалина", расположенное г. Корсаков, и Сахалинский филиал ФГУП «Россморпорт».

 

Приморские города Сахалинской области
Город Южно-Сахалинск

Административный центр области город Южно-Сахалинск имеет права муниципалитета. В 1882 году на этом месте основано село Владимировка. С 1905 по 1945 года назывался Тоехара. В 1946 году преобразован в город Южно-Сахалинск. Находится в нескольких километрах от морского порта, который расположен на территории Анивского района, являющегося муниципальным образованием.

Города областного значения: Александровск-Сахалинский, Долинск, Корсаков, Невельск, Оха, Поронайск, Углегорск, Холмск. Города районного значения: Красногорск, Шахтерск входят в состав районов, которые являются муниципальными образованиями.

 

Город Александровск-Сахалинский

Город Александровск-Сахалинский (пост Александровский) основан в 1862 году, с 1909 года был административным центром северной части острова. Преобразован в город в 1917 году. Современное название с 1926 года. С 1932 по 1947 год административный центр области. Крупный рейдовый порт.

 

Город Корсаков

Это старейшее поселение (Муравьевский, затем Корсаковский пост) основанное экспедицией адм. Г.И. Невельского в 1853 году. В 1946 году преобразован в город. Крупнейший порт Сахалина.

 

Город Невельск

Город Невельск ранее именовался Хонто. С 1875 года по 1905 в нем была двойная русская и японская администрация. В 1916-27 годах создан первый незамерзающий порт. С 1946 года город и современное название.

 
Город Оха

Оха - поселение при нефтяном месторождении с 1880, город с 1938 года.

Поронайск - районный центр, в 1969 году основано русское поселение - пост Тихменевский. С 1909 по 1945 годы назывался Сикука, с 1946 года был преобразован в город. Порт.

 

Углегорск - районный центр, город с 1946 года. Порт.

 

Холмск - районный центр, основан в 1870 году, город с 1946 года. Морская паромная переправа и рыбный порт, судоремонтный завод.

Также можно выделить следующие города районного значения:

 

Город Красногорск

Красногорск расположен в Томаринском районе. Город с 1947 года. Порт и судоремонтная предприятия.

 

Город Шахтерск

Шахтерск в Углегорском районе. Город с 1947 года. Порт.

 

Общие характеристики морской деятельности

Сахалин включает в себя одиннадцать морских портов, из них восемь торговых портов, два рыбных порта и один ведомственный морской порт Москальво (принадлежащий ОАО "Роснефть-Сахалинморнефтегаз").

Транспортную деятельность осуществляют транспортный флот и морская железнодорожная паромная переправа "Ванино - Холмск". В рамках межрегиональных связей на острове действуют две международные паромные линии с островом Хоккайдо (Япония): Корсаков - Вакканай и Холмск - Отару.

Морские порты Холмский, Корсаковский, Поронайский и Невельский связаны подъездными путями с железнодорожной сетью острова.

Поскольку остров Сахалин расположен в нескольких климатических поясах, то навигационные условия портов различаются. Порты, расположенные в южной и юго-восточной части острова, это Невельский, Холмский, Корсаковский и Красногорский - имеют круглогодичную навигацию; морские порты центральной и северной части - Углегорский, Шахтерский, Бошняковский, Александровск-Сахалинский и Поронайский - открыты для навигации с середины апреля по середину октября, то есть всего полгода, а в порту Москальво навигация открывается на месяц позже, то есть в середине мая.

Во всех портах, кроме морских торговых портов Холмска, Корсакова и частично Шахтерска, преобладает рейдовая обработка судов, что ограничивает применение судов большой грузоподъемности. В тоже время, самые крупные порты Сахалина (Корсаков и Холмск) имеют также ограничения по глубинам (6-8 метров) и размерам акваторий, что практически исключает возможность захода под грузовые операции судов грузоподъемностью свыше 6-7 тысяч тонн.

Гидротехнические сооружения практически всех портов имеют физический износ свыше 50 процентов, что является основным сдерживающим фактором в реализации планов по наращиванию грузооборота портов. В неудовлетворительное состояние гидротехнических сооружений и состояние глубин на акваториях портов занимающихся рейдовой отгрузкой угля - Бошняково, Углегорск, Александровск-Сахалинский и Шахтерск, износ основных фондов, которых составляет свыше 90%. По причине отсутствия финансовых средств, какие-либо серьезные ремонтные работы практически не проводились.

Ведомственный морской порт Москальво расположен на севере острова в заливе и не защищен от штормовых ветров. Глубины в морском порту позволяют принимать у причалов суда с осадкой до 6 метров и грузоподъемностью до 5-6 тыс. тон.

Холмский и Невельский морские рыбные порты являются портами с причальной обработкой транспортного флота. На долю перевалки рыбопродуктов в объеме грузооборота порта Невельск приходится около 20% грузов. Курильские острова это не только административная территория Сахалинской области, но и государственная граница Российской Федерации. К сожалению, на всех островах отсутствуют гидротехнические сооружения, наличие которых позволило бы создать надежные места отстоя и материально - технического обеспечения морских судов и пограничных кораблей, что в свою очередь влияет на хозяйственное развитие этой территории и усиление государственной границы нашего государства на Дальнем Востоке.

Все имеющиеся портовые пункты островов Курильской гряды являются структурными подразделениями рыбоперерабатывающих предприятий островов.

Работа морского транспорта южных Курил весьма осложнена особенностями погодных условий. В связи с отсутствием закрытых гаваней, грузовые операции проводятся на открытых рейдах в редкие периоды относительно тихой погоды. В зимний период транспортные операции практически прекращаются. Крайне затруднены внутрирайонные связи между островами.

 

Актуальные проблемы развития морской деятельности

Особого внимания на Курильских островах требует вопрос обеспечения надежного пассажирского и транспортного сообщения. Практически все грузовые операции осуществляются на рейдах портовых пунктов, что ведет к удорожанию транспортной составляющей, сопряжено с большими трудностями.

В целях решения проблемы необходимы реконструкция и строительство новых гидротехнических сооружений.

За последнее время значительно увеличился пассажиропоток морским транспортом на Курильские острова. Увеличение пассажиропотока стало возможным после введения с 2001 года круглогодичного расписания движения судна.

Недостаточное обновление и пополнение флота основного перевозчика ОАО "Сахалинское морское пароходство", средний возраст которых составляет 20 и более лет.

Паромная переправа Ванино - Холмск - Ванино является пока основным видом транспортного сообщения между Сахалином и материком. В недалеком будущем она будет нуждаться в обновлении паромов и реконструкции причалов. Эти вопросы целесообразно рассматривать в рамках комплексного обоснования устойчивого транспортного сообщения Сахалинской области с материком, которое было начато МПС Российской Федерации, но пока не завершено.

Грузоперевозки в каботаже транспортным флотом, в основном Сахалинского морского пароходства, включая перевозки через паромную переправу, за последние семь лет в среднем составили около 2-х млн. тонн.

Пассажирские перевозки через паромную переправу в 2004 году составили 69,1 тысяч человек, что в 2,5 раза больше уровня 1996 года.

Необходимо отметить, что возможности пассажирских перевозок через паромную переправу практически подошли к критическому уровню и являются максимальными.

В течение последних лет, практически, все предприятия морского транспорта обеспечивают стабильную перевалку через порты и транспортировку всех предъявленных к переработке грузов. Потенциально в нынешнем состоянии через порты Сахалина возможна переработка до 6 млн. тонн, в том числе через паромную переправу.

Анализ грузооборота Сахалинских портов за последние семь лет показывает, что падение грузооборота остановилось, а начиная с 1999 года объем перерабатываемых грузов стабилизировался и в настоящее время находится на уровне 3,6 млн. тонн. В дальнейшем рост грузооборота планируется за счет увеличения объемов добычи угля и его реализации зарубежным покупателям и потребителям северных дальневосточных регионов.

 

Крупные инвестиционные проекты

В настоящее время Сахалинская область занимает одну из ведущих позиций по иностранным инвестициям в России, поскольку на ее территории впервые в отечественной экономической практике реально осуществляется принципиально новая схема недропользования на условиях Соглашений о разделе продукции (СРП).

Именно принцип СРП позволил привлечь в проекты "Сахалин" крупнейшие, прежде всего иностранные инвестиции. В настоящее время на Сахалине реализуются два проекта: "Сахалин-1" и "Сахалин-2".

 

"Сахалин-1"

Оператор проекта "Сахалин-1" планирует строительство объектов добычи, транспортировки и отгрузки нефти не только на территории Сахалинской области и прилегающем к ней континентальном шельфе, но и на материковой части Российской Федерации.

Так, на месторождении Чайво, на континентальном шельфе, планируется создание одной ледостойкой буровой платформы. На восточном побережье Сахалина, в районе месторождений Чайво и Одопту, планируется создание трех буровых площадок со скважинами, пробуренными с большим отходом забоя от вертикали, а также береговых комплексов подготовки, с которых нефть по экспортному нефтепроводу будет транспортироваться через территорию Сахалина и Татарский пролив на материковую часть России в п. Де-Кастри, Хабаровского края, где будет создан современный нефтяной терминал. Учитывая сложные ледовые условия в районе Де-Кастри, проводка танкеров в зимний период возможна только с привлечением ледоколов. В целях обеспечения грузовых операций, на уровне правительства России принято решение о строительстве Морского специализированного порта в Чайво. На данном этапе подготовлены разработки ТЭО, по предложению Минтранса Российской Федерации, Сахалинской областной Думой одобрено предложение Федерального агентства морского и речного транспорта о присвоении географического наименования "Чайво" морскому специализированному порту.

 

"Сахалин-2"

Компания оператор проекта "Сахалин-2" планирует строительство объектов добычи, транспортировки и отгрузки нефти и СПГ только на территории Сахалинской области и прилегающем к ней континентальном шельфе. Так, наряду с уже установленной буровой платформой, на континентальном шельфе, на Пильтунском участке и Лунском месторождении планируется установка еще двух ледостойких буровых платформ. На побережье острова западнее Лунской буровой платформы планируется создание берегового технологического комплекса (БТК), от которого нефть и газ будут транспортироваться по трубопроводам, с севера на юг острова, к нефтяному терминалу и заводу СПГ (в п. Пригородное, Корсаковского района Сахалинской области), где будет осуществляться отгрузка нефти и СПГ. Учитывая, что ледовая обстановка на акватории, прилежащей к п. Пригородному, позволят безопасно осуществлять круглогодичную отгрузку нефти и СПГ, ледокольная поддержка фактически не требуется.

Основной объем грузов для строительства нефте- и газопроводов планируется доставлять через Холмский морской рыбный порт, для чего проведена его модернизация. Для строительства завода СПГ и нефтяного и газового терминала в п. Пригородном будет использоваться порт Корсаков, а также технологический причал в самом п. Пригородное.

Согласно прогнозам, в течение следующих пяти лет в рамках реализации шельфовых проектов ежегодно на Сахалин будет поступать порядка 1,5 - 1,7 млн. тонн грузов. Увеличение общего грузооборота портов, без учета отгрузки нефти с ПДК "Витязь" прогнозируется свыше 6,0 млн. тонн в год.

 

Организации, работающие в морских портах Сахалина

Федеральное государственное учреждение Минтранса - "Морская администрация портов Сахалина и ФГУП "Росморпорт".

 

Коммерческую деятельность осуществляют:

ОАО " Холмский морской торговый порт";

ОАО "Корсаковский морской торговый порт";

ЗАО "Александровск-Сахалинский морской порт";

ОАО "Красногорский морской торговый порт";

Стивидорная компания "Углегорский порт" работает в Углегорский морской торговый порт и в Морском торговом порту Бошняково,

Стивидорная компания в порту - ЗАО "Стивидор" работающая в Шахтерском морском торговом порту,

Стивидорная компания ООО "Поронайский стивидор", работающая в Поронайском морском торговом порту.

 

Два морских рыбных порта (Холмский и Невельский) и 1 ведомственный морской порт (Москальво) принадлежащий ОАО "Роснефть - Сахалинморнефтегаз".

Практически все гидротехнические сооружения морских портов Сахалина (за исключением Москальво и Александровск-Сахалинский) построены японцами в довоенное время. Ни один из них капитально не ремонтировался, поэтому в настоящее время большинство морских портов нуждается в ремонте и реконструкции гидротехнических сооружений.

 

Основные характеристики морских торговых портов

 

Открытое акционерное общество "Корсаковский морской торговый порт"

Основной вид деятельности - обработка судов, железнодорожных вагонов и автотранспорта клиента.

Морской порт имеет два погрузочно-разгрузочных комплекса - "Северный" и "Южный", ремонтные мастерские, строительный участок, автобазу, котельную, торговые предприятия, две столовые и кафе.

Грузооборот порта за последние 3 года составляет от 500 до 750 тыс. тонн. Потенциальные возможности по переработке грузов в порту составляют порядка 2,8 млн. тонн.

Порт имеет 10 причалов общей протяженностью 1588,6 метров. Глубины у причалов от 3 до 7,5 метров.

Закрытая складская площадь - 10937,4 кв. м, открытая - 32404,9 кв. м. Имеются складские площади для временного хранения таможенных грузов общей полезной площадью 4192 кв. м.

В порту имеется нефтепричал для обработки танкеров. Причал передан в аренду ОАО "Роснефть-Сахалинморнефтегаз". В настоящее время причал подлежит реконструкции.

Порт имеет 17 портальных кранов грузоподъемностью от 5 до 40 тонн, 3 гусеничных крана грузоподъемностью 12,16 и 25 тонн, один автокран "Като" грузоподъемностью 40 тонн.

 

Открытое акционерное общество
"Холмский морской торговый порт"

Специализация порта - переработка сухогрузных грузов, обработка паромов. Из порта Холмск работает международное паромное сообщение на японский порт Отару. Рейсы осуществляются ежемесячно (один раз месяц), по расписанию паромом Сахалинского морского пароходства "Сахалин-7".

Грузооборот за последние 3 года составляет от 1,7 млн. тонн до 2,2млн. тонн. Основной грузооборот порта составляют грузы, следующие через паромную переправу Ванино - Холмск. Фактические мощности по грузообороту включая паромную переправу составляют до 4,5 млн. тонн. Порт круглогодичной навигации.

Длина причальных сооружений в порту составляет 845 метров. Глубины у причалов от 2,5 до 9,5 метров. В порту есть 9 причалов.

Закрытая складская площадь около 15000 кв. метров, открытая -19850. Имеются складские площади для временного хранения таможенных грузов (9000 кв. м). Объем угольного склада 25-30 тыс. тонн.

В порту имеется 14 портальных кранов грузоподъемностью от 5 до 20 тонн,

В морском порту имеется причал № 8, который после проведения дноуглубительных работ в марте 2000 года, способен принимать суда с осадкой до 8,5 метров.

 

Открытое акционерное общество
"Красногорский морской торговый порт"

Грузооборот порта за последние годы составляет 50 - 62,5 тыс.тонн ежегодно, в зависимости от заявок клиентуры. Фактическая мощность порта составляет порядка 150 тыс. тонн груза. Коллектив порта работает как собственно в Красногорске, так и в заливе Набиль на отгрузочной пристани "Кайган". Отгружают здесь лес и металлолом.

Причальный фронт в порту состоит из 4 причалов. Общая протяженность - 525 п.м. Из них 2 причала для лесных, один для приема ГСМ из плавединицы, и один причал для служебно-вспомогательного и портового флота. Глубины у причалов составляют от 2,0 до 3,5 метров.

Складское хозяйство: площадь для открытого хранения - 12000 кв. м.

Механизация порта - 3 портальных крана

 

"Углегорский морской торговый порт"

Грузооборот морского порта за последние три года снизился с 390 до 62 тыс. тонн в год. Фактическая мощность порта составляет около 500 тыс. тонн грузооборота. Коллектив порта специализируется в основном на отгрузке угля и металлолома, а также перевозке леса.

Причальный фронт состоит из 13 причалов общей длиной 787 п.м. Глубины у причалов составляют от 1,8 до 3,0 метров.

Складское хозяйство: общая складская площадь составляет - 17778 кв. м, их них открытая складская площадь равна 11850 кв. м.

Порт имеет три погрузочных участка (района):

Северный ковш (основной погрузучасток) - 7 причалов;

Южный ковш - 6 причалов. В настоящее время ковш открыт для эксплуатации только в дневное время, по причине разрушения входных молов и разрушения входных навигационных знаков. Плавание плавсредств в этом ковше ограничено. Необходим ремонт гидротехники.

Порт имеет достаточное количество самоходного и несамоходного флота для обработки судов на рейде и перевозки леса из близлежащих портов и лесных причалов. Портальные краны и средства малой механизации.

 

"Шахтерский морской торговый порт"

В 1998 году в порту учреждена стивидорная компания ЗАО "Стивидор" для выполнения функций по обработке судов в морском порту. Грузооборот морского порта за последние три года составил от 250 до 364 тыс. тонн. Возможности порта по отгрузке угля составляют около 1 млн. тонн.

Причальный фронт в порту составляет 250 п. метров.(4 причала).

Складское хозяйство: площадь для закрытого хранения 430 кв. м, для открытого хранения - 10000 кв. м.

В 2003 году в морском порту проведена реконструкция внешней (морской части) причала № 4 и строительство углеперегрузочного комплекса на этом причале, для увеличения отгрузки угля. Проведены работы по удлинению причала с 80 до 102 метров.

В порту имеются 3 портальных крана грузоподъемностью 10/20 тонн каждый и один гусеничный кран. Конвейерная линия в настоящее время работает по временной укороченной схеме, производительностью 500 тонн час.

 

"Морской порт Бошняково"

В порту работает стивидорная компания "Бошняковский угольный разрез"

Грузооборот порта за последние три года колеблется от 52 до 100 тыс. тонн груза. Порт специализируется на отгрузке угля, леса и металлолома. Обработка судов производится на рейде. Норма обработки - одно судно.

Причальный фронт: 390 метров.2 причала для угля, две для леса и два для отстоя и ремонта портового флота. Глубины у причалов - от 1,8 м до 2,5 м. Во время штормов выход из порта замывает и работникам порта приходится регулярно очищать проход краном для прохода портового флота с грузом.

Складское хозяйство: площадь для открытого хранения - 7280 кв. м.

Перегрузочная техника - 2 портальных крана и портовый флот для работы на погрузке судов на рейде.

 

Закрытое акционерное общество "Александровский морской порт"

Грузооборот порта за последние три года составил от 75 до 146 тыс. тонн. Порт специализируется в основном на перевозке портовым флотом леса и его погрузке на транспортные суда. Обработка судов производится только на рейде в 0,6 милях от ковша. Отстой и обработка судов портового флота производится в ковше, образованным молом и волноломом.

Основу грузооборота составляют грузы отправления 100%. В каботаже порт корреспондирует с портами Сахалинской области. Во внешнеторговом обороте с портами Японии, Кореи и Китая.

Причальный фронт порта (ковша) состоит из 4 причалов общей протяженностью 491 м. Для хранения генеральных грузов порт имеет закрытый склад общей площадью 1450 кв. м. Открытых складских площадей в порту 17000 кв. м с твердым асфальтобетонным покрытием.

Причал № 1 предназначен для отстоя судов портофлота. Его конструкция - деревянный ряж.

Причал № 2 предназначен также для отстоя судов портофлота. Конструкция - сборная сквозная бетонная конструкция.

Причал № 3 предназначен для складирования и погрузки лесопродукции на суда. Кордон и тыл причала оборудованы подкрановыми путями. Покрытие причала цементно-бетонное, толщиной 20 см. Конструкция причала - уголково-шпунтовая.

Причал № 4 предназначен для хранения металлолома и угля. Конструкция - шпунтовый больверк.

Глубины в ковше - от 0,4 до 2,0 м.

Порт имеет в достаточном количестве средства механизации и крановое хозяйство для отгрузки леса.

Портовый флот состоит из 15 судов.

 

"Поронайский морской торговый порт"

Порт специализируется в основном на отгрузке леса на экспорт. Обработка судов производится на рейде.

Порт расположен в устье правого берега реки Поронай. Причальный фронт в порту составляет: два причала, один для погрузки леса на плашкоуты, второй причал для приема и отправления генеральных грузов. Причал для ремонта портового флота. Глубины у причалов равны 3 метра.

Складское хозяйство состоит из открытых площадей для хранения леса и других грузов.(песчано-гравийной смеси) - общей площадью 2900 кв.м.

Перегрузочная техника - 5 портальных кранов "Ганц", 2 автомобильных погрузчика, портовый флот для работы по перевозке леса из лесопунктов и для погрузки судов на рейде.

 

Морской порт Москальво ОАО "Роснефть-Сахалинморнефтегаз"

Морской порт Москальво является ведомственным портом и принадлежит акционерному обществу "Роснефть-Сахалинморнефтегаз". Морской порт расположен в Сахалинском заливе. Порт не защищен от штормовых ветров. Глубины в морском порту позволяют принимать у причалов суда с осадкой до 6 метров и грузоподъемностью до 5-6 тыс. тонн.

| Общие сведения | События | Ссылки | Новости | WAP | PDA |
Официальный сайт Морской Коллегии при Правительстве Российской Федерации. Создан в рамках ФЦП "«Электронная Россия» 2002-2010 гг."
return_links(); ?>