Главная Обратная связь Карта портала
   06 Июня, Суббота

Искать в разделе Найти
Расширенный поиск
Общие сведения Нормативные правовые акты Морская деятельность Безопасность морской деятельности
Информация о морской среде Международное морское право Приморские регионы России Общественные организации
Атлантическое направление
Арктическое направление
Тихоокеанское направление
Каспийское направление
Сахалинская область
Приморский край
Хабаровский край
Магаданская область
Камчатский край
Чукотский автономный округ

Камчатский край
Версия для печати

Особенности внутреннего устройства Камчатской области, связанные с приморским положением

Камчатская область с входящим в ее состав Корякским автономным округом является одним из самых отдаленных северных прибрежных регионов Российской Федерации.

По своему географическому положению Камчатская область относится к Тихоокеанской экономической зоне.

В составе Камчатской области находится весь Камчатский полуостров, южная часть Чукотки, Карагинский и Командорские острова. Протяженность открытой береговой линии вместе с островами составляет 5500 км.

К Камчатской области прилежит акватория Западно-Камчатского и Срединно-Охотского шельфа площадью 180,5 тыс. кв. км, Северо-Восточного шельфа (Берингово море) - 75 тыс. кв. км, Восточно-Камчатского и Командорского шельфов (Тихий океан) - 33 тыс. кв. км.[1] Всего в пределах 200-мильной экономической зоны к территории и акватории Камчатки примыкает около 2,5 млн. кв. км.

В административно-территориальном отношении положение этой территории прошло несколько этапов:

В 1812 году была образована Камчатская область, но в 1822 году она была лишена самостоятельности и вновь подчинена Иркутску под названием Камчатского приморского управления. Она была восстановлена в 1849 и вновь упразднена в 1856 году.

В 1909 году на Дальнем Востоке из состава Приморской области были выделены самостоятельные области - Камчатская и Сахалинская.

 

Камчатская область образована 20 октября 1932 года в составе Хабаровского края, с 23 января 1956 года выделена в самостоятельную область РСФСР.

В состав Камчатской области входит областной центр - город Петропавловск-Камчатский, семь административных районов и Корякский автономный округ в составе четырех административных районов, которые являются муниципальными образованиями.

Корякский автономный округ был образован 10 декабря 1930 года, Окружным центром является поселок городского типа Палана.

 

Города и районы Камчаткой области

 

Город Петропавловск-Камчатский

Это один из самых старинных городов на Дальнем Востоке. Основан в 1740 году как Петропавловский острог. (Название - от наименования судов 2-й Камчатской экспедиции - «Святой апостол Петр» и «Святой апостол Павел».) В 1822 году преобразован в город Петропавловский порт. Центр Камчатской области (в 1812-22 годах, 1849-58 годах и 1909-18 годах). С 1858 по 1909 - окружной и уездный город в составе Приморской области. В 1924 году получил действующее название.

В 1930 годы город интенсивно застраивался и расширил административные границы за счет включения в его состав ряда поселков.

Город Петропавловск-Камчатский является муниципальным образованием и имеет в своем составе два городских района и поселок Моховая. Его административная территория занимает северо-восточный берег Авачинской бухты.

 

Город Вилючинск

На юго-западном берегу расположен город Вилючинск.

 

Приморское положение занимают рад поселений:

 

Порт Петропавловск-Камчатский - один из крупнейших тихоокеанских портов России - расположен в удобной и крупнейшей гавани мира - Авачинской бухте. Этот порт обеспечивает переработку каботажных грузов с круглогодичной навигацией судов. Здесь размещается крупная база рыболовного флота, морской торговый порт и морской рыбный порт.

Порт Петропавловск-Камчатский хорошо оборудован и открыт для навигации круглый год, имеет регулярное морское сообщение с портом Владивосток и прибрежными районными центрами полуострова Камчатка и Чукотского полуострова.

В порту имеются буксиры, буксирные и рейдовые катера, плашкоуты и баржи. Погрузочно-разгрузочные работы механизированы.

 

Таможенная служба представлена двумя морскими таможенными постами "Морской порт Петропавловск-Камчатский" и "Корфский", санитарно-карантинная служба, санитарно-эпидемиологическая станция,

В порту базируется экспедиционный отряд аварийно-спасательных, судоподъемных и подводно-технических работ Камчатского морского пароходства, имеющий спасательные суда.

 

Существующие органы управления морской деятельностью

К органам управления отдельными видами морской деятельности на территории Камчатской области можно отнести следующие структуры:

Государственное учреждение «Морская администрация Петропавловск-Камчатского морского порта»,

Государственное учреждение «Государственная администрация Петропавловск-Камчатского морского рыбного порта»,

Комиссия по координации работы транспорта при администрации Камчатской области;

Координационный совет по обустройству пунктов пропуска через границу Российской Федерации в Камчатской области.

Администрация Камчатской области в пределах своей компетенции координирует действия предприятий и организаций, связанных с морской деятельностью.

Комиссия по координации работы транспорта при администрации Камчатской области осуществляет координацию деятельности по формированию и реализации на областном уровне государственной политики в транспортном комплексе.

Координационный совет по обустройству пунктов пропуска через границу Российской Федерации в Камчатской области осуществляет взаимодействие различных видов контроля на границе, в том числе и в морских пунктах пропуска.

 

Организации, регулирующие морскую деятельность

Государственное учреждение "Морская администрация порта Петропавловск-Камчатский",

Государственное учреждение «Государственная администрация Петропавловск-Камчатского морского рыбного порта»,

Северо-восточная инспекция Инспекции Тихоокеанского бассейна Российского морского регистра судоходства Министерство транспорта и связи Российской Федерации, г. Петропавловск-Камчатский

Государственная инспекция по маломерным судам Камчатской области Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Федеральное государственное унитарное предприятие «Камчатский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии» (ФГУП "КамчатНИРО") Росрыболовство России

Камчатское межрегиональное управление по технологическому и экологическому надзору Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору Российской Федерации

Камчатский институт экологии и природопользования Дальневосточного отделения (ДВО) РАН

Федеральное государственное унитарное предприятие "Камчатский гидрофизический институт" Российское агентство по судостроению

Камчатская государственная морская инспекция Северо-восточного регионального управления Федеральная пограничная служба Российской Федерации

Камчатское областное отделение "Ространсинспекции" Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное государственное учреждение "Севвострыбвод" Федеральное агентство по рыболовству Российской Федерации

Федеральное государственное учреждение "Северо-восточное бассейновое управление по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства"

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Камчатской области и Корякскому автономному округу Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Камчатский Центр связи и мониторинга Росрыболовство России

Камчатский картографический центр Федеральная Служба Геодезии и Картографии

 

Коммерческую деятельность осуществляют:

ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт»,

ОАО "Петропавловский-Камчатский морской рыбный порт".

 

 

Общая характеристика морской деятельности

Ежегодные ресурсные потребности Камчатской области по основным наименованиям перевозимых морским транспортом грузов следующие: уголь - 240 тыс. тонн, нефтепродукты - 750 тыс. тонн, генеральные - 700 тыс. тонн.

Грузовые операции в Камчатской области осуществляют Петропавловск-Камчатский морской торговый порт и Усть-Камчатский морской торговый порт.

Морские торговые порты Камчатской области в течение года перегружают около 800 тыс. тонн грузов, в том числе 700 - 720 тыс. тонн каботажных грузов, 40-50 тыс. тонн экспортных грузов, до 20 тыс. тонн импортных грузов.

Основным предприятием, осуществляющим прием, обработку и отправление грузов в Камчатской области является ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт», грузооборот которого составляет около 740 тыс. тонн грузов в год. Предприятие перерабатывает следующие виды грузов: контейнеры 20 и 40 футовые; контейнеры 3-5 тонные; генеральные грузы, металлы, оборудование, рефрижераторный груз (рыбную продукцию), автомобильную технику.

Петропавловск-Камчатский морской торговый порт открыт для захода судов круглый год и способен принимать суда длиной до 200 м, шириной до 25 м и с осадкой до 9 м. При необходимости порт обеспечивает ледовую проводку.

Для производства грузовых операций порт имеет двенадцать причалов следующей специализации:

№№ 1, 2, 3 - для погрузки (выгрузки) навалочных грузов, леса и металлолома;

№ 4 - для погрузки (выгрузки) рефрижераторных и генеральных грузов;

№ 5 - для пассажирских судов местного сообщения, рейдовых катеров и стоянки буксирного флота порта;

№ 6 - для круизных пассажирских судов и перевалки генеральных грузов;

№№ 7 и 9 - для погрузки (выгрузки) генеральных, навалочных и контейнерных (3-х и 5-тонных) грузов;

№ 8 - для обработки таможенных грузов;

№ 10 - для погрузки (выгрузки) крупнотоннажных контейнеров;

№№ 11 и 12 - для погрузки (выгрузки) навалочных (зерна и металлолома) и генеральных грузов;

№ 3а, 3б, 3в - для отстоя и ремонта судов.

 

Для осуществления своей деятельности порт располагает специализированными перегрузочными участками.

Грузовой район и контейнерный терминал - основные производственные подразделения предприятия, выполняющие погрузочно-разгрузочные, складские, транспортные операции.

Контейнерный терминал - это современный производственный перегрузочный комплекс ОАО " Петропавловск-Камчатского морского торгового порта", введенный в эксплуатацию в 1978 году. Основной вид деятельности терминала - оказание полного комплекса стивидорных услуг, а именно: обработки флота, выдачи, приемки и хранения контейнеров, включая рефрижераторные.

Технология обработки флота и выдача контейнеров грузополучателям области позволяет с помощью высокопроизводительной техники разместить на достаточно ограниченной территории в 33 тысячи квадратных метров до 4500 штук крупнотоннажных контейнеров, в том числе, до 50 штук - рефрижераторных. Производительность переработки крупнотоннажных контейнеров сегодня достигает до 50 тыс. штук в год.

В 2004 году терминалом было переработано более 38 тысяч крупнотоннажных контейнеров, в том числе 40-футовых - более 7 тысяч штук.

 

Основу производственной деятельности Камчатской области во внутренних морских водах, территориальном море, исключительной экономической зоне и в открытом море составляет добыча и переработка рыбы и морепродуктов.

До 90-х годов XX-го столетия предприятия области осуществляли промысел рыбы и морепродуктов не только на прилегающем к Камчатке шельфе, но и в экономических зонах других государств и в открытой части Мирового океана. Крупнотоннажные и среднетоннажные суда вели промысел у побережья Антарктиды, острова Кергелен, Гавайских островов, Новой Зеландии, в Ванкуверо-Орегонском районе, в районе Аляски, Алеутских островов. Кроме традиционных объектов промысла, добываемых в настоящее время, осуществлялся промысел таких пород как: прастипома, путассу, хек, нототения, скумбрия, ставрида, сельдь-иваси, сайра, криль.

В настоящее время по экономическим причинам (рост цен на топливо и другие виды снабжения судов, отсутствие оборотных средств и т.д.) производственная деятельность в открытой части Тихого океана, в зонах юрисдикции иностранных государств ведется в значительно меньшей степени. Основные добывающие мощности флота осуществляют промысел водных биологических ресурсов в 200-мильной исключительной экономической зоне Российской Федерации.

На шельфе, в районе глубоководного дна предприятия Камчатской области работ не осуществляют.

Основные виды работ и услуг в сфере морской деятельности на территории Камчатской области - добыча и переработка рыбы и морепродуктов, погрузо-разгрузочная деятельность портов, судоремонт, профессиональное обучение по морским специальностям.

Улов рыбы и добыча морепродуктов рыбопромышленными предприятиями Камчатской области на протяжении пяти последних лет колеблется в пределах 560-670 тыс. тонн. В 2004 году рыбопромышленными предприятиями Камчатской области выловлено 560,1 тыс. тонн рыбы и морепродуктов, произведено 457,1 тыс. тонн пищевой рыбной продукции, включая рыбные консервы, 12,8 тыс. тонн рыбной муки.

Рыбная продукция является основным экспортным товаром области, конкурентоспособна на мировом рынке. В 2004 году экспортировано 228,8 тыс. тонн рыбной продукции на 343,4 млн. долларов США.

В территориальной структуре рыбной промышленности Российской Федерации Камчатская область формирует 17,3% производства пищевой рыбной продукции, 19,2% вылова рыбы и добычи морепродуктов.

 

В связи с приоритетностью в Камчатской области рыбной отрасли в средних и высших образовательных учреждениях области осуществляется подготовка по специальностям "судовождение", "эксплуатация судовых энергетических установок", "эксплуатация электрооборудования и автоматики судов", входящих в группу специальностей "эксплуатация транспорта", которые обеспечивают потребности области в специалистах.

Демографическая ситуация в Камчатской области и в прибрежных поселениях характеризуется некоторым снижением численности населения в основном за счет миграционной убыли.

В настоящее время наметилась тенденция сокращения миграционной убыли населения, в том числе за счет устойчивого снижения числа выезжающих жителей области.

 

Флот

В Петропавловском морском рыбном порту Северо-Восточной инспекцией Российского Морского Регистра Судоходства (РМРС) зарегистрировано поднадзорных 662 единицы флота, из них:

в Государственном судовом реестре состоит 649 судов, в том числе 472 добывающих, 13 обрабатывающих, 30 транспортных, 134 прочих типов судов;

в Бербоут-чартерном реестре числится 13 (добывающих) единиц;

Кроме того, зарегистрировано неподнадзорных РМРС (Судовая книга) - 950 единиц, в том числе 305 самоходных единиц, 645 несамоходных единиц.

По типам судов в Камчатской области насчитывается 235 средних и крупнотоннажных, 427 малых и маломерных судна.

 

Защита и сохранение морской среды

Конвенция ООН по морскому праву 1982 года выделяет шесть источников загрязнения морской среды, которое можно регулировать правовыми нормами. Это загрязнение из находящихся на суше источников; связанные с деятельностью на морском дне в пределах юрисдикции государства; вызываемые деятельностью в международном районе морского дна; в связи с захоронением; с судов; из атмосферы или через нее.

Для Камчатской области основными показателями, характеризующими воздействие хозяйственной деятельности на загрязнение морской среды, являются выбросы загрязняющих веществ, отходящих от всех стационарных источников загрязнения в атмосферу, сброс неочищенных сточных вод и загрязнение с судов.

Выбросы загрязняющих веществ, отходящих от всех стационарных источников загрязнения, в атмосферу составляют ежегодно 53 тыс. тонн, в том числе 45 - 47 тыс. тонн загрязняющих веществ выбрасывается в атмосферу без очистки. Неочищенных сточных вод сбрасывается 30 млн. м3 ежегодно, что составляет от 12 до 14 процентов от общего объема сброса сточных вод.

Охране морской среды и рациональному использованию природных ресурсов в Камчатской области уделяется значительное внимание.

В Камчатской области расположены три особо охраняемых природных территории федерального значения:

Кроноцкий государственный биосферный природный заповедник, расположенный на территории Елизовского и Мильковского районов Камчатской области, создан постановлением ВЦИК РСФСР от 01.11.1934 года. Площадь суши заповедника - 1007,1 тыс. га, морской акватории - 135,0 тыс. га.

Командорский государственный природный заповедник, расположенный на территории Алеутского района Камчатской области, создан постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.1993 года № 359. Площадь суши заповедника - 115,4 тыс. га, морской акватории - 3533,5 тыс. га.

Корякский государственный природный заповедник, расположенный на территории Олюторского района Корякского автономного округа, создан постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.1995 года № 1291. Площадь суши заповедника - 244,2 тыс. га, морской акватории - 83,0 тыс. га.

На территории Усть-Большерецкого района решением исполкома Камчатского областного Совета народных депутатов от 11.04.1976 года №8-41 в 1983 году организован Южно-Камчатский государственный комплексный природный заказник с площадью суши 225 тыс. га и морской акватории - 97 тыс. га.

Значительные по вложениям средства направляются на мониторинг водных биоресурсов, наблюдение и контроль за деятельностью промысловых судов в территориальном море, свободной экономической зоне и континентальном шельфе. На реализацию программы "Водные биологические ресурсы и водные объекты" в 2004 году было направлено 29 128,1 млн. руб.

При нахождении во внутренних и территориальных водах Российской Федерации все суда обязаны выполнять требования закона Российской Федерации "Об охране окружающей среды", при этом международными соглашениями установлены общие для всех государств нормы и стандарты сброса загрязнений в территориальных водах. За пределами внутренних и территориальных вод Российской Федерации выполняются все применимые к ним положения действующей Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, измененной Протоколом 1978 года к ней (МАРПОЛ 73/78).

Функции государственного санитарного надзора судов в части предотвращения загрязнения с судов осуществляется в Камчатской области представителями санэпидстанции.

Функции технического надзора в части предотвращения загрязнения морской среды осуществляет Российский Морской Регистр Судоходства (далее Регистр).

В районах промысла при ведении лова рыбы принимаются строгие меры к сокращению или полному исключению сброса вредных веществ с целью сохранения нормальных биофизических условий для воспроизводства живых ресурсов моря. Это достигается путем накопления вредных веществ на борту судна и последующего сброса их на переходах, при выходе из района лова, на повышенной скорости судна.

 

Международное сотрудничество, кооперация

Окраинное положение Камчатской области в Российской Федерации, значительные расстояния поставок продукции в регион и обратно, большие сроки оборота капиталов способствуют активному международному сотрудничеству предприятий Камчатской области и сохранению их экспортной специализации. По величине объемов поставок продукции на внешние рынки Камчатская область входит в число десяти наиболее экспортно-ориентированных субъектов России.

Внешнеторговый оборот Камчатской области в 2004 году составил 509,6 млн. долларов США. Объем экспорта сформировался в размере 374,8 млн. долларов США, объем импорта - 134,9 млн. долларов США.

Образованию положительного сальдо способствовал тот факт, что стоимость основной статьи экспорта - рыбы и морепродуктов - составила 343,4 млн. долларов США и превысила стоимость импорта в 2,5 раза. К уровню 2003 года стоимость экспорта рыбы и морепродуктов снизилась на 13,1 млн. долларов США или на 3,7%.

Камчатская область экспортировала за пределами 12-мильной зоны 74,1% рыбной продукции

Внешнеэкономическая деятельность предприятий и организаций области в 2004 году осуществлялась с 40 странами, в числе которых 3 - страны СНГ и 37 - страны Дальнего Зарубежья. Основными торговыми партнерами Камчатской области являются Республика Корея, Гибралтар, Япония, США, Китай.

Непосредственными участниками внешнеэкономической деятельности выступали 442 предприятия и организации Камчатской области. В сравнении с 2003 годом количество участников ВЭД возросло на 15,2%. На международном рынке рыбной продукции в 2004 году работало 76 камчатских предприятий. На долю самых крупных из них - ОАО "Океанрыбфлот", ЗАО "Акрос", рыболовецкий колхоз им. В.И. Ленина, ООО "Камчатка-Восток", ООО "Поллукс" - приходится около 50% рыбного экспорта области.

Структура экспорта товаров формируется преимущественно рыбопродукцией, ломом черных металлов, судами и другими плавучими средствами, предназначенными на лом.

Основной экспортный товар области - рыбная продукция, удельный вес которой в объеме экспорта товаров составил в 2004 году 92,6%.

Основными потребителями камчатской рыбной продукции являются страны Дальнего Зарубежья - Республика Корея, Гибралтар, Япония, США, Кипр.

Кроме рыбной продукции на экспорт поставляются отходы и лом черных металлов, рыболовные суда на лом, бункерное топливо.

В структуре импортируемых предприятиями Камчатской области товаров преобладают нефтепродукты и машиностроительная продукция (свыше 84%).

Импорт топливно-энергетических товаров в 2004 году сложился в размере 43,5 млн. долларов США. Предприятиями области закуплено за границей 69,3 тыс. тонн дизельного топлива, 65,5 тыс. тонн мазута и 537 тонны моторного масла. Поставщиками топлива являлись компании 11 стран, из них на долю компаний Кипра, Республики Корея, Сингапура и США.

Импорт машин, оборудования и транспортных средств в товарной структуре занимает более 30%, поставки осуществляются из Японии, США, Республики Корея.

По импорту металлов и изделий из них основными поставщиками на Камчатку являются торговые партнеры из Республики Корея.

Кроме того, значительная часть продовольственных товаров в Камчатскую область завозится из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, проходя оформление в портах Приморья.

 

Вклад различных видов морской деятельности в ВРП

В структуре производства валового регионального продукта Камчатской области в 2003 году доля коммерческих организаций (без учета организаций ВМФ МО Российской Федерации, ФПС ФСБ России и других государственных объектов специального назначения), обеспечивающих морскую деятельность оценивается на уровне 32%. В том числе вклад организаций, осуществляющих рыболовство, переработку и консервирование рыбы и морепродуктов составил 29%; судостроение и судоремонт - 2,3%; деятельность морского транспорта и вспомогательных служб - около 1%.

 

Рекреационные возможности Камчатской области

Камчатская область по разнообразию и богатству рекреационных природных ресурсов относится к числу лучших регионов мира.

На территории области имеются:

- действующие и потухшие вулканы; кальдеры - котлообразные впадины, образовавшиеся в результате провала конуса вулкана или его взрыва; вулканические плато, созданные лавовыми потоками; горы и горные хребты, доступные для посещения; речная сеть с горными и равнинными стоками; водопады, ледники, много лет не тающие снежники, морские и океанские берега; озера, болота, тундра, являющиеся неотъемлемой частью полудикой природы.

- горячие и холодные минеральные источники различного химического состава и температуры. В Камчатской области имеются практически все основные бальнеологические группы минеральных вод;

- лососевые нерестилища, гнездовья птиц, птичьи базары, лежбище морских животных;

- дикие животные - звери, птицы, рыбы, медведи, дикие олени, лоси, горные бараны, гуси, лебеди, куропатки, все шесть видов тихоокеанских лососей.

Камчатку называют "естественным музеем под открытым небом", и это действительно так: 2 государственных биосферных заповедника, 20 государственных заказников, 161 памятник природы, 27 процентов территории области отнесено к категории охраняемых. Шесть из них включены ЮНЕСКО в "Список всемирного культурного и природного наследия" объединенные под общим названием "Вулканы Камчатки".

Среди природных рекреационных объектов - Кроноцкий заповедник со знаменитой Долиной гейзеров с уникальными природными явлениями.

Камчатка обладает уникальными возможностями для развития круглогодичного горнолыжного туризма, строительства горнолыжных курортов. Уже в настоящее время 5 горнолыжных баз имеют трассы, отвечающие международным стандартам.

Сохранилась самобытная культура народов коренной национальности.

Имеется 4 музея: краеведческий, геологический, минералогический, вулканический. Есть возможность наблюдать раскопки древних стоянок человека, а также различные объекты, характеризующие быт и историю культуры коренных народов Севера.

Нигде в России нет столь богатого проявлениями современного активного вулканизма региона, каким является Камчатка. Восточный Камчатский хребет представляет собой сектор Тихоокеанского огненного кольца. Здесь находится большое количество вулканов, из которых 29 действующих. Вулканические сооружения имеют разнообразное геоморфологическое строение (стратовулканы, вулканы-хребты, насыпные конуса, кальдеры и др.). На Камчатке имеется множество термальных и минерализованных источников (горячие и кипящие озера, спокойно изливающиеся источники, грифоны, грязевые вулканы, котлы, фумаролы и т.д.). Все эти экзотические объекты, а также вулканические и приморские ландшафты, практически не тронутые человеком, представляют собой уникальные природные рекреационные ресурсы полуострова. А обилие снега, круглогодичность снежников в горных ущельях и распадках, мягкий климат способны сделать Камчатку горнолыжной Меккой.

Туристский продукт, предлагаемый туристическими фирмами Камчатской области, очень разнообразен: от стационарного отдыха с насыщенной экскурсионной программой до эксклюзивных туров, представленных охотничьими и рыболовными турами, конными, орнитологическими путешествиями, круизами по Авачинской бухте, подводным спортом.

Туристические маршруты готовятся с учетом их познавательной ценности. В списке туристических возможностей Камчатки имеются:

- треккинг, пешеходный туризм, посещение уникальных природных и исторических достопримечательностей: живописных ландшафтов, горячих источников и проявлений вулканизма;

- восхождения на вулканы, горные вершины, спортивный сплав по горным и равнинным рекам, подводное плавание. Спортивный сплав проводится по рекам Авача, Быстрая, Жупанова и др. и, по оценке участников, он вполне доступен, экзотичен и привлекателен;

- горнолыжный спорт и спуски с вулканов с применением вертолетов, лыжный треккинг. Это самые сложные, и в то же время, самые престижные виды туризма;

- этнографические туры, посещение оленьих табунов, рыбалок коренного населения, выступлений народных ансамблей, гонки на оленьих и собачьих упряжках;

- наблюдение природы, флоры и фауны, фотосафари, подводные съемки;

- посещения дач, предприятий по обработке рыбы и крабов, фермерских хозяйств, детских садов, семей жителей Камчатки;

- полеты на Командорские и Курильские острова, облеты вулканов;

- круизные туры вокруг Камчатки, с заходом на Командорские и Курильские острова, на острова Карагинский, Верхотурова, Атласова с вулканом Алаид и т.д., круизы по Авачинской бухте с рыбалкой и отдыхом;

- орнитологические, зоологические, географические, геолого-минералогические, ихтиологические и др. туры;

- отдых и лечение в санаторно-оздоровительных комплексах на базе минеральных, лечебных горячих источников Паратунки и в Начиках, на термальных источниках: Тумрокские, Толмачевские, Пущинские и др.

Туры базируются также и на показе уникальных природных объектов:

- полеты и пешеходные туры в природные парки: "Налычево", "Быстринский", "Южно-Камчатский и другие природоохранные территории;

- вертолетные экскурсии в Долину гейзеров, на Ходуткинские источники и Курильское озеро;

- полеты и экскурсии на Командорские острова.

Возрастает интерес к уникальным природным достопримечательностям Камчатки со стороны иностранных туристических компаний - организаторов круизов, поскольку Камчатка остается наименее изведанным регионом в северной части Тихого океана, и при этом наиболее досягаемым для вовлечения в существующие круизные программы. Камчатка, Командорские и Курильские остова расположены вблизи хорошо освоенных круизных маршрутов. Географическое положение открытого для захода иностранных судов Петропавловск-Камчатского морского торгового порта и наличие международного аэропорта являются ключевыми факторами обеспечения круизных программ в регионе. Круизные программы отличаются большой рентабельностью и меньше зависят от существующей инфраструктуры, чем другие виды въездного туризма.

Позитивные изменения, хотя еще и недостаточные, произошли в продвижении камчатского туристского продукта на внешний и внутренний рынки, в улучшении качества рекламы оказываемых услуг предприятиями туристкой отрасли Камчатки. Издан рекламно-информационный сборник "Камчатка" на английском языке, распространяемый по всем каналам рекламы.

В последние годы инфраструктура туризма в области получила определенное развитие. В самых живописных местах, таких как Долина Гейзеров, Налычевский природный парк, озеро Курильское, на Ходуткинских, Тумрокских, Малкинских горячих источниках, на реках Жупанова и Опале, в охотничьих угодьях и местах спортивных рыбалок построены туристские базы-кемпинги с полным комплексом обслуживания, приюты, оборудованы стоянки, стационарные охотничьи лагеря и домики.

В Петропавловске-Камчатском, г. Елизово, Паратунской зоне имеется сеть гостиниц разного уровня (3-2 звезды), с общей вместимостью около 800 мест. Наиболее комфортабельные из них - "Петропавловск", "Октябрьская", "Авача" - за последние годы были реконструированы. Имеется сеть ресторанов, работают бары, кафе, клубы, казино, дискотеки и другие объекты массового досуга. Открыты выставочный центр, картинные галереи, сувенирные отделы в магазинах, киоски, отреставрированы и благоустроены исторические памятники и достопримечательные места, посещаемые туристами.

Достаточно успешное продвижение туристического продукта с использованием потенциала Камчатской области на внутреннем и зарубежных рынках стало возможно благодаря проведению соответствующей рекламной компании.

 

Актуальные проблемы развития морской деятельности

Основными проблемами развития морской деятельности является значительный износ морских судов, возраст которых в среднем составляет более 25 лет.

Причинами, препятствующими обновлению флота, являются:

- высокие ставки портовых расходов в морских торговых портах (стоимость буксиров, лоцманских услуг и корабельных сборов);

- высокий уровень налогов, сборов, отчислений во внебюджетные фонды;

- отсутствие возможности получения кредитов по приемлемым ставкам для строительства флота в Российской Федерации.

- отсутствие Второго Российского Реестра судов с низкими налоговыми ставками, обеспечивающими конкурентоспособность на внешнем рынке.

 

Региональные и местные СМИ, которые освещают морскую тематику

Морскую тематику в Камчатской области освещают региональные газеты "Правда Камчатки", "Вести", "Новая Камчатская правда", "Рыбак Камчатки", "Камчатское время", "Пограничник Северо-Востока", "Тихоокеанский вестник", Федеральное государственное унитарное предприятие "Государственная телевизионная и радиовещательная компания "Камчатка", филиал федерального государственного предприятия "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" "Камчатский областной радиотелевизионный передающий центр", телевизионные кампании "ТВК", "Причал".

 

Классификация судов зарегистрированных Российским Морским Регистром Судоходства в Петропавловском морском рыбном порту по длине по состоянию на 01.01.2005 год

 

Наименование типа судна

Количество

1. Крупные (суперсуда 100 метров и более)

Универсальная плавбаза (УПБ)

1

Рыболовный траулер морозильный-консервный (супер) (РТМКС)

1

Плавмастерская (ПМ)

2

Итого:

4

2. Большие (от 65 метров до 100 метров)

Приемно-транспортный рефрижератор (ТР)

2

Рыболовный траулер морозильный (супер) (РТМС)

1

Рыболовное морозильное судно (РМС)

4

Производственный рефрижератор (ПР)

1

Плавзавод (ПЗ)

2

Плавдок (ПД)

1

Большой морозильный рыболовный траулер (БМРТ)

38

Итого:

49

3. Средние (от 34 метров до 65 метров)

Траулер-сейнер морозильный (ТСМ)

3

Приемно-транспортный рефрижератор (ТР)

15

Средний ярусник морозильный (СЯМ)

13

Сейнер-траулер рефрижераторный (СТР)

64

Средний рыболовный траулер морозильный (СРТМ)

46

Среднее рыболовное морозильное судно (СРМС)

6

Средний краболов ярусник морозильный (СКЯМ)

3

Среднее добывающее судно универсальное (СДСУ)

4

Рыболовный траулер морозильный (РТМ)

4

Рыболовный сейнер (РС)

2

Рыболовное морозильное судно (РМС)

3

Плашкоут наливной (ПШН)

1

Плавмастерская (ПМ)

2

Плавзавод (ПЗ)

1

Плавкран (ПК)

1

Плавдок (ПД)

2

Краболовно-перерабатывающее судно (КРПС)

6

Кальмароловное судно (КЛС)

1

Зачистная станция (ЗС)

1

Буксирный катер (БКТ)

1

Баржа сухогрузная (БЖС)

2

Баржа нефтеналивная (БЖН)

1

Итого:

182

4. Малые (от 24 метров до 34 метров)

Приемно-транспортный рефрижератор (ТР)

2

Сборщик судовых отходов (ССО)

1

Рыболовный сейнер (РС)

44

Плашкоут сухогрузный (ПШС)

5

Плашкоут наливной (ПШН)

2

Пассажирское судно (ПС)

3

Плавзавод (ПЗ)

2

Плавдок (ПД)

1

Малый рыболовный траулер рефрижераторный (МРТР)

5

Малый креветко-рыболовный траулер морозильный (МКРТМ)

4

Буксир линейный (БЛН)

1

Буксир-кантовщик (БКЩ)

5

Буксирный катер (БКТ)

1

Баржа сухогрузная (БЖС)

1

Итого:

77

5. Маломерные (менее 24 метров)

Служебно-разъездной катер (РКТ)

1

Плашкоут наливной (ПШН)

1

Малый траулер (МТ)

1

Маломерный рыболовный траулер рефрижераторный (МмРТР)

14

Малый рыболовный сейнер (типа МРС-80)

24

Малый рыболовный сейнер (типа МРС-150)

177

Малый рыболовный сейнер (типа МРС-225)

24

Маломерное добывающее судно (МмДС)

1

Малое Добывающее судно (МДС) (типа РС-150)

3

Лоцманский катер (ЛКТ)

1

Водолазный бот рейдовый (ВБТ)

4

Буксир линейный (БЛН)

6

Буксир-кантовщик (БКЩ)

2

Буксирный катер (БКТ)

84

Баржа сухогрузная (БЖС)

6

Баржа нефтеналивная (БЖН)

1

Итого:

350

Всего судов:

662

 

Гидротехнические сооружения Петропавловского морского рыбного порта по состоянию на 01.01.2005 год

 

Номер

причала

Длинам

Глубина м

Год

строительства

Специализация причала

Наименование

грузоподъемных механизмов

Причал № 1

106

8,0-8,7

1961 год

Грузовой, промышленное снабжение

Портальный кран "Ganz", грузоподъемностью 5,5 тонн

Причал № 2

104

7,5

1961 год

Грузовой, промышленное снабжение

Портальный кран "Ganz", грузоподъемностью 5,5 тонн

Причал № 3

121

6,0

1964 год

Промышленное снабжение, отстой флота

 

Причал № 6

97

5,6

1956 год

Промышленное снабжение, отстой флота

 

Причал № 7

96

5-7

1956 год

Промышленное снабжение, отстой флота

 

Причал № 8

120

7,5

1957 год, реконструирован в 1975 году

Грузовой, промышленное снабжение

Портальный кран "Ganz", грузоподъемностью 5,5 тонн

Причал № 9

160

6,5

1980 год

Грузовой, промышленное снабжение

Портальный кран "Ganz", грузоподъемностью 5,5 тонн

Причал № 10

155

6,0-7,7

1984 год

Грузовой, промышленное снабжение

Портальный кран "Сокол", грузоподъемностью 30 тонн

Причал № 11

128

6,0-6,8

1984 год

Грузовой, промышленное снабжение

Портальные краны: "Альбатрос" грузоподъемностью 20 тонн,

"Ganz", грузоподъемностью 5,5 тонн

Причал № 12

250

6,0-7,3

1987 год

Грузовой, промышленное снабжение

Два портальных крана "Ganz", грузоподъемностью 5,5 тонн

 

 

Классификация судов зарегистрированных Российским Морским Регистром Судоходства в Петропавловском морском рыбном порту по сроку ввода в эксплуатацию по состоянию на 01.01.2005 год

 

1. Срок ввода в эксплуатацию от 1 до 5 лет

Средние суда (от 34 метров до 65 метров)

2

(СРТМ)

Малые суда (от 24 метров до 34 метров)

1

(РС)

Маломерные суда (менее 24 метров)

21

(МРС-225, МРС-150, ПШН, МТ, МмРТР, МДС) 

 

Всего судов со сроком ввода в эксплуатацию от 1 года до 5 лет

24

 

2. Срок ввода в эксплуатацию от 6 до 10 лет

Большие суда (от 65 метров до 100 метров)

2

(ПЗ, РМС)

Средние суда (от 34 метров до 65 метров)

3

(СРТМ, СТР)

Маломерные суда (менее 24 метров)

10

(МмРТР, МРС-225, МРС-150, БЖС)

Всего судов со сроком ввода в эксплуатацию от 6 до 10 лет

15

 

3. Срок ввода в эксплуатацию от 11 до 15 лет

Крупные суда (суперсуда от 100 метров и более)

1

(РТМКС)

Большие суда (от 65 метров до 100 метров)

11

(ТР, РТМС, РМС, ПР, ПЗ, БМРТ)

Средние суда (от 34 метров до 65 метров)

59

(ТР, СЯМ, СТР, СРТМ, СДСУ, РМС)

Малые суда (от 24 метров до 34 метров)

4

(ТР, ТР, ПШС, БКТ)

Маломерные суда (менее 24 метров)

65

(МмРТР, МРС-150, МРС-225, БЛН, БКТ, БЖС)

Всего судов со сроком ввода в эксплуатацию от 11 до 15 лет

140

 

4. Срок ввода в эксплуатацию от 16 до 20 лет

Крупные (суперсуда от 100 метров и более)

1

(УПБ)

Большие суда (от 65 метров до 100 метров)

13

(БМРТ)

Средние суда (от 34 метров до 65 метров)

40

(ТСМ, ТР, СТР, СРТМ, СРМС, СДСУ, РТМ, РС, ПЗ, ПК, КЛС, РМС)

Малые суда (от 24 метро до 34 метров)

13

(ССО, ПС, ПЗ, МРТР, МКРТМ БКЩ, БЖС)

Маломерные суда (менее 24 метров)

90

(БКТ, РКТ, МмРТР, МРС-150, ВБТ, БЛН)

Всего судов со сроком ввода в эксплуатацию от 16 до 20 лет

157

 

5. Срок ввода в эксплуатацию от 21 года до 25 лет

Большие суда (от 65 метров до 100 метров)

9

(БМРТ)

Средние суда (от 34 метров до 65 метров)

32

(ТСМ, СЯМ, СТР, СРТМ, СРМС, РТМ, РМС, КРПС, ЗС)

Малые суда (от 24 метров до 34 метров)

12

(РС, ПШН, МРТР, БКЩ)

Маломерные суда (менее 24 метров) 

43

(МмРТР, МРС-150, ВБТ, БЛН, БКТ)

Всего судов со сроком ввода в эксплуатацию от 21 года до 26 лет

96

 

6. Срок ввода в эксплуатацию от 26 лет и более

Крупные суда (суперсуда от 100 метров и более) 

2

(ПМ)

Большие суда (от 65 метров до 100 метров)

14

(ТР, ПД, БМРТ)

Средние суда (от 34 метров до 65 метров)

46

(ТР, СТР, СРТМ, СКЯМ, СДСУ, РТМ, РС, РМС, ПШН, ПМ, ПД, КРПС, БКТ, БЖС, БЖН)

Малые суда (от 24 метров до 34 метров)

47

(РС, ПШС, ПШН, ПС, ПД, МРТР, БЛН, БКЩ)

Маломерные суда (менее 24 метров)

121

(МРС-80, МРС-225, МРС-150, МмДС, ЛКТ, ВБТ, БЛН, БКЩ, БКТ,БЖС, БЖН)

Всего судов со сроком ввода в эксплуатацию от лет и более

230

 

Всего судов

662

 

 


[1] Краева М.И. и др. Экономическая оценка минеральных ресурсов дальневосточных морей с учетом экологического фактора, Владивосток, 1989.

| Общие сведения | События | Ссылки | Новости | WAP | PDA |
Официальный сайт Морской Коллегии при Правительстве Российской Федерации. Создан в рамках ФЦП "«Электронная Россия» 2002-2010 гг."
return_links(); ?>